www.poezo.ru

Вена. Архитектура Ф. Хундертвассера

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Вена — старая и новая, барочная и хайтековская, имперская и демократичная, город великолепных дворцовых ансамблей, интереснейших музеев, уютных парков с зеркальными водоёмами и прекрасной скульптурой, признанная музыкальная мекка — описательный список можно долго продолжать, не боясь качественных преувеличений…И всё же хочется остановиться на том, что в предыдущем очерке «Вена. Гармония эпох» было лишь намечено — архитектуре Хундертвассера, проекты которого наделали в своё время много шума, поскольку выделялись слишком ярким контрастным образованием в привычном традиционном контексте старой городской застройки. Как всякое неординарное явление, архитектура Хундертвассера стала предметом жарких споров, когда мнения разделились от определения «гениально» до разговоров, что художник рушит старую имперскую архитектуру. Тем не менее, проекты архитектора прочно обосновались в Вене и других городах, естественным образом вписавшись в городской стиль.

Фриденсрайх Хундертвассер (1928–2000)– это имя избрал себе австрийский художник, архитектор, философ Фридрих Стовассер, подчеркнув таким псевдонимом своё отношение к свободному осмыслению и усвоению различных явлений культуры: «богатый миром». Отправившись после Второй мировой войны в путешествия по разным странам, наблюдая жизнь и естественные формы в природе, изучая и размышляя над архитектурой прошлого и настояшего, художник постепенно сформировал свой взглд на искусство архитектуры. Ощутив себя самостоятельным самобытным творцом, Хундертвассер последовательно отстаивал свои взгляды в теоретческих манифестах, коих за жизнь вышло множество.

Стиль Хундертвассера обладает признаками бионики, модерна, поп-арта, образуя уникальное сочетание, олицетворяющее эпоху постмодернизма, действующее на созерцающих его твоерния удивительно позитивно. Яркие пятна, ассиметрия, криволинейныые поверхности, спираль, символизирующая свободу и движение, привольно расположившаяся растительность, украшающая вертикаль его домов, мозаика — во всём царит кажущаяся импровизация, свобода и своеобразное приглашение стать сотворцом здания, продолжить его улучшать, изменять, как человек меняет одежду.

Художник провозглашал, что идеальный дом — это безопасная уютная нора, покрытая травой, но нора с множеством окон-глаз «Дома состоят не из стен — это иллюзия, а из окон». Выступая против регулярного ряда одинаковых окон, сравнивая такую «правильную» конструкцию, ни больше ни меньше, с концлагерем, Хундертвассер намеренно старается сделать все окна своих проектов разными и по форме, и по оформлению, подчёркивая, что жильцы в дальнейшем могут в любой момент привнести свои изменения или дополнения. Обитатели квартир по замыслу автора имеют возможность изменить свою обыденность, открыв окна и дав волю фантазии, раскрасив стену по-своему, добавив растительности и т.д.

Таков знаменитый Дом Хундертвассера (Hundertwasser House), проект, реализованный в Вене в 1983–1986 годах. Квартиры дома, коих 52, сдаются муниципалитетом в аренду, хотя специфика постройки с криволинейными поверхностями, по всей видимости, не каждому по душе. Рассказывают, что многие из первых арендаторов довольно быстро съехали — так и не свыклись с неровностями полов и стен, не оценив близости кустов и деревьев. Тем не менее, несмотря на немалую стоимость аренды, дом никогда не пустует, рядом выросла так называемая Деревня Хундертвассера — торгово-выставочный комплекс с кафе-баром и сувенирными лавочками, а также Венский дом искусств — реконструированное архитектором в том же стиле здание мебельной фабрики Тонет, где можно познакомиться с живописными работами мастера и его архитектурными проектами. Здесь же устраиваются выставки других художников.

Ещё один необычный проект Хундертвассера в Вене — мусоросжигательный завод Шпиттелау (Müllverbrennungsanlage Spittelau), сочетающий в себе функциональность, заботу об экологической безопасности и яркое дизайнерское решение. Архитектор не сразу взялся за этот проект, поскольку считал, что сжигать мусор в городе нельзя, что отходы должны быть максиально переработаны, принося пользу городу в ином качестве. И только получив гарантии полной экологической безопасности объекта, он приступил к работе. И здесь остался верен себе: здание завода получилось необычным, ярким, красочным, здесь использованы те же излюбленные автором принципы: ассиметрия, криволинейные очертания, облицовка блестящей плиткой, декорирование весёлыми мозаичными узорами, разноформатные окна и т.д. Трубы завода венчают огромные блестящие золотистые сферы, которые являются не только акцентными элементами композиции, но и выполняют важнейшую функцию фильтрации дыма, удаляя из него вредные продукты сгорания. На установке таких дорогостоящих мощных фильтров настоял сам Хундертвассер, чтобы воздух вокруг был чистым, без запахов и примесей. Зелёные насаждения также украшают этот удивительный, почти сказочного вида, объект. Таким образом, основная функция завода фактически скрыта, замаскирована и эстетически оправдана для жителей города, дабы они не задумывались о предназначении этого сооружения.

Построенный в 1989 году, завод обеспечивает энергией собственные нужды и отапливает тысячи квартир жителей города. Органично вписавшись в городской стиль, проект начинает веселить граждан своей детской расцветкой уже на выходе из метро, а золотые купола-фильтры видны далеко от его местонахождения.
«Это всегда было моим желанием — нести радость многим людям. Я хотел поделиться с людьми красивыми и полезными вещами, которые имеют для них значение и обогащают их жизни». Хундертвассеру в полной мере это удалось.

Фото Елены Копий. Музыка Philip Glass. Purus River, Concerto for Saxophone Quartet and Orchestra — Movement IV. Проект Елены Копий.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.