www.poezo.ru

Живерни. Усадьба Клода Моне

Галина Сметанина

Галина Сметанина

Музыковед

Что можно успеть увидеть за неделю в Париже? Это зависит от того, какие цели поставлены туристом. Хочется не спеша погулять по историческому центру города, пройтись по улицам Монмартра, самим найти знаменитые мельницы, выйти случайно к «Человеку, проходящему сквозь стену», обязательно дождаться, пока уйдут вездесущие китайские туристы и спокойно сфотографироваться рядом с ним. Погулять по Люксембургскому саду и по Тюильри, покататься на кораблике и увидеть ночную Эйфелеву башню. Пройтись по Елисейским полям, заглядываясь на витрины магазинов, посидеть в кафе за чашечкой кофе… Да, еще парижские музеи, концерт в Сен-Шапель, сады Версаля… Неделя — это так мало для Парижа. Но, несмотря на такой короткий срок, хотелось еще обязательно съездить в усадьбу К. Моне в Живерни. Привлекало в этой поездке многое: интерес и любовь к живописи импрессионистов, история усадьбы и сада и, конечно, знаменитые «Кувшинки», которые мы увидели в музее Оранжери. Здесь в специально предназначенном для этих картин светлом овальном зале выставлены восемь больших панно, написанных в последние годы жизни художника и изображающие пруд с кувшинками, ивы, склоненные над водой, японский мостик в Живерни. Итак, в последний день пребывания во Франции едем в Нормандию.

Почти все дни нашего пребывания в Париже было довольно прохладно и пасмурно. А тут с утра яркое солнце, ветер, небольшие облака — прекрасная погода для путешествия в усадьбу, с которой связан весь последний период жизни художника. Известно, что он облюбовал это место, увидев его из окна поезда. Первоначально К. Моне снял в деревне дом с участком земли, а позднее выкупил землю и разбил в поместье сад. Сейчас усадьба является музеем, находящимся в собственности государства. Здесь все напоминает о художнике, и даже сами пейзажи, кажется, сошли с его полотен, а не наоборот. К. Моне провел здесь лучшие годы своей жизни, и сам он признавался: «Кроме живописи и садоводства, я ни на что не гож». Гостями усадьбы были и другие художники — Сислей, Ренуар, Писарро.

Сад создавался постепенно, сначала это был сад вокруг дома, а позднее художник создал так называемый «Водяной садик». Впечатляет здесь все: не только привычные цветники, но заросли цветов, растущих в кажущемся беспорядке, не только розы и лилии, но и обычные настурции, циннии, мальвы, такие милые простушки — их множество, они образуют в саду яркие цветовые пятна, и это настроение праздника, радостного и полного цветения лета, пронизывает тебя.

«Водяной садик», или «Сад на воде» — это совсем другой мир. Он кажется сошедшим с японских гравюр, собиранием которых увлекался художник. Большой пруд, склонившиеся над ним цветы и деревья, японский мостик и, конечно же, знаменитые кувшинки, бывшие для К. Моне любимой «моделью». Одинокая лодка на пруду, над ней склонившиеся ветки ивы, — и тут же, рядом, заросли бамбука и японская вишня. Интересно, что при обращении в местную префектуру с просьбой о переустройстве пруда художник написал, что это нужно «ради праздника для глаз и мотивов для живописи». И этот сад на самом деле настоящий «праздник для глаз» — сочетание привычных и экзотических растений, создающих густые заросли, прорезанные многочисленными тропинками, рождают некое ощущение уединенности и отдаленности от всего мира. Хочется просто бродить тут, любуясь этим чудесным творением художника.

На долгие годы эти прекрасные сады стали для него источником вдохновения. «Мой сад — мой самый красивый шедевр», — говорил Клод Моне. И это действительно так, потому что сады в Живерни стали не просто знаковым явлением в ландшафтном искусстве, здесь все воплощает трепетное отношение художника к вечно прекрасной природе, его благоговение перед ней, это гимн ее одухотворенности и цветению.

Фото и проект Галины Сметаниной. Музыка К. Дебюсси Танцы для арфы и струнного квинтета.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.