www.poezo.ru

Звучание и визуальное содержание архитектурных пространств культуры нового времени

Андрей Копий

Андрей Копий

Музыкальный критик, архитектор, член IFI (Международной федерации архитекторов и дизайнеров)

Ночной клуб-бар в Порту Instalacao Bar

Глобальные культурологические процессы, происходившие в течение 20 века, постепенно привели к сближению всех искусств, иногда до степени «стирания границ» между ними. Неоднократно возникали литературно-философские концепции, которые получали развитие в среде архитекторов, художников, музыкантов, превращаясь в самостоятельные культурологические явления (например, деконструктивизм). Такие явления получали отражение в каждом из искусств, обретая свою форму и содержание. Во всех видах искусств наиболее важное значение имеют такие параметры и признаки, как форма, габариты, пространство, цвет, фактура, свет, время, движение и др. Причём, справедливо утверждение, что те виды искусств, которые принято считать статичными могут обладать признаками динамических искусств (например, исполнительских) и наоборот. Так, статичная по своей природе архитектура может обладать композиционными элементами, задающими ей динамику, или кинетическими элементами (находящимися в движении, трансформирущимися). В то же время, театральная постановка или балет могут быть весьма статичными, почти скульптурными, обладать тектоникой, а это уже категории архитектуры.

Подобно современными социальным условиям, когда не только разные социальные классы, но и разные этнические и культурные единицы сосуществуют в едином пространстве большого города, разные искусства сближаются, иногда синтезируясь, иногда параллельно взаимодействуя. Такого рода интеграция никогда не станет полной и всеобъемлющей, однако каждый раз будут избираться новые признаки формы и содержания.

В середине 20 века помимо социальных, происходили и различные культурные перевороты: появление поп-арта и гиперреализма, активизация жанра инсталляции, появление сначала хайтека, а затем и деконструктивизма в среде крупных исторических городов, усложнение и всевдоакадемичность отдельных жанров популярной музыки, претендующей на уравнивание её статуса с академическими жанрами, осовременивание классической драматургии… Все эти отдельные явления можно охарактеризовать, с одной стороны, как появление новых форм и содержаний в искусстве, с другой стороны, как борьбу за признание. Для ускорения процесса «признания» того или иного явления, которые в 20 веке очень часто были связаны с искусственным синтезом одного с другим для занятия «места под солнцем» и извлечения прибыли. Приходилось доказывать, что данное явление обладает такими признаками искусства, как возможность творческого поиска (существования в системе «искусство ради искусства»), происходило переосмысление классических законов — за языком постмодернизма удобно маскируются все недочёты новых культурных явлений. Всё новое доказывает свою состоятельность лишь временем. Временной фактор — важнейшее испытание для любого из искусств.

Все существующие виды искусств связаны с одним из них — архитектурой. Театры, музеи, выставочные павильоны, концертные залы, стадионы, промышленные здания — всё это архитектура. Она является своеобразной оболочкой того пространства, в котором живут искусства, являясь самой древнейшим из искусств.

Архитектура обладает всеми необходимыми для восприятия культурных явлений признаками: она обеспечивает звучание содержания (акустика), она обеспечивает необходимую видимость (естественное и искусственное освещение), она обеспечивает ощущения (создаёт пространства для восприятия).

Наиболее органичны связи архитектуры и изобразительных искусств: скульптураы, живописи, графики, инсталляции, т. к. у них сходные визуальные параметры (габариты, сомасштабность, цвет, фактура, освещённость и т.п.). В то же время, связь архитектуры и исполнительских видов искусств (музыка, театр) столь же древняя. Их роднит более глубокая связь: ритм, метр, модульность и другие композиционные параметры.

В начале 21 века, в эпоху «пост-постмодернизма» вопрос о том, что и где уместно так же актуален, как и в эпоху первых существенных культурных революций.

Ночной клуб в Дубае Mansion

Ночной клуб в Сеуле Octagon

Барочно-классические интерьеры органичны для академических жанров — от живописи до музыки, а вот начиная с конструктивизма и далее — для современного искусства, склонного к экспериментам. Именно этим объясняется то, что бурное развитие такого вида общественных зданий как центры современных искусств (обычно предназначены для разных видов), ведётся в двух направлениях — реконструкция старых промышленных зданий и строительство новых. В обоих случаях предпочтение отдаётся большим пространствам, т. к. современность требует для арт-объектов чаще всего значительных площадей для восприятия. Если речь идёт об исполнительстве, то театральные пространства развиваются в сторону камерности, а музыкальные — наоборот, в сторону массовости и крупногабаритности. Хотя в случае с реконструированными промышленными зданиями речь идёт о приспособлении к существующим габаритам.

Наиболее близким к современным архитектурным стилям объектов искусств являются хай-тек, функционализм, деконструктивизм. Эти стили больше других связаны с выявлением конструкций, с модульностью и структурностью, чаще всего лишены декора. Если проводить параллели, то наиболее органична здесь некоммерческая, экспериментальная электронная музыка, в которой также присутствует чёткость и модульность. Очень часто в центрах искусств проводятся концерты музыкантов, придерживающихся концептуального принципа создания произведений, задействующих смежные искусства (инсталляции, хепенинг, видео-арт).

Развитие технологий и появившиеся с ними творческие блага в виде новых музыкальных инструментов, возможности синтезировать разные виды искусств требуют и создания современных архитектурных пространств, отвечающих запросам времени, а также внутреннего содержания действа — диалога автора и зрителя (слушателя).

Приведённый ниже видеоролик демонстрирует типологические соотношения архитектурных объектов и наиболее характерных стилей электронной музыки, исполняемой в них.

Видео Андрея Копий. Музыкальные фрагменты изданы на лейблах Future Lab Recordings и Swagger Jam Records

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.