www.poezo.ru

Париж. Дефанс

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Писать о Дефансе — дело неблагодарное. По той простой причине, что о нём уже достаточно много написано. И как! Например, в livejournal некий автор опубликовал оригинальный, вполне профессиональный пост «Об архитектуре как о женщине», в подробностях разбирая недостатки реконструкции Национального центра промышленности и техники (CNIT), настойчиво зацепившись за юбочно-девичьи ассоциации. Предоставив это увлекательное занятие узким специалистам, мы пойдём другим путём. Мы оттолкнёмся от эмоций, которые вызывает этот уникальный для Парижа и для всей Европы деловой и жилой квартал. Но сначала краткая историческая справка.

CNIT — одна из первых построек, с которой в конце 50-х годов на окраине Парижа начинался деловой квартал Дефанс. Цель возведения нового района вполне объяснима: требовалось разгрузить историческую часть французской столицы и выселить туда банкиров, госслужащих, бизнесменов, разместив их в новых современных офисных зданиях. Своё название квартал получил от памятника La Defense de Paris скульптора Луи Эрнста Барриаса, что в переводе с французского означает Оборона Парижа. Памятник был возведён в честь воинов, защищавших город во время франко-прусской войны 1870 года. Идея и генеральный план застройки западной части Парижа принадлежала архитектору Ле Корбюзье, ещё в 1925 году. Тогда по разным причинам её не удалось воплотить в жизнь. Но к идее вновь вернулись в 50-х годах прошлого столетия, когда трём ведущим архитекторам — Роберу Эдуарду Камело, Жану де Майи и Бернару Зерфюссу было поручено разработать проект развития района. После здания CNIT небоскрёбы возводились один за другим, к тому же, выросли жилые дома, в которых поселились тысячи людей.

Но… Париж с его преданностью исторической застройке не был бы Парижем, если бы не поднялась волна возмущения небоскрёбами. В результате жарких дискуссий однообразие небоскрёбов разбавили новым проектом. Жоржем Помпиду был объявлен конкурс. Победивший в нём архитектор Айед предложил проект высотных зданий с нерегулярными этажами, ассиметричными окнами, яркими цветовыми решениями с условным названием «стиль Пикассо». Дома продолжают возводить с учётом новых архитектурных принципов, к тому же за работу с энтузиазмом берутся ландшафтные дизайнеры, скульпторы, художники, украшая своими творениями площади, улицы, пешеходный бульвар Дефанса.

Венцом современного района является знаменитая Grande Arche, открытая к 200-летию Французской революции. По результатам конкурса, объявленного президентом Франсуа Миттераном, автором проекта Большой арки Дефанс стал датский архитектор Йохан Отто фон Шпрекельсен, который позиционировал своё творение как олицетворение гуманитарных, а не военных побед. Она задумана как продолжение главной исторической оси Парижа, начинающейся на Елисейских полях и проходящей через две триумфальные арки. Являясь украшением и логическим завершением грандиозной архитектурной композиции, арка выполняет также служебные функции. Так, в боковых её частях находятся министерства французского правительства и другие государственные учреждения, а в верхней части — выставочные залы. Интересным инженерным решением, спасающим от ветров и сквозняков, которые притягивает грандиозная Арка, стало «Облако» П. Андро в виде своеобразного тента из натянутых полотнищ, а также лабиринт из стеклянных панелей. На ступеньках Большой арки почти всегда располагается довольно много людей, поскольку отсюда открывается замечательная панорама Дефанса.

В Дефансе расположен Университетский центр имени Леонардо да Винчи, на подступах к которому немало прекрасных скульптур. Разного рода символика — одна из сильных сторон художественных проектов Дефанса. Здесь находится также крупнейший торговый центр Les Quatre Temps, в котором кинотеатры, кафе и магазины, кроме Auchan, работают все дни недели, включая воскресенье.

Но вернёмся к эмоциям. В Дефанс автору этих строк довелось попасть на второй же день своей первой поездки в Париж, до Лувра, Ситэ, Версаля и прочих священных туристических мест. Неповторимое ощущение свободы, необычайного простора, света, воздуха, красоты, удивления, восторга, радости, счастья бытия, сложный сплав чудесных эмоций — вот, чем совершенно неожиданно, оказался Дефанс!

Парижский Манхеттен — банальный ярлык, кем-то навешенный на Дефанс, ничего кроме удивления и естественного протеста вызвать не может. Это очень поверхностное сравнение людей, равнодушных к искусству архитектуры. Дефанс — типично французский проект, органично встроенный в градостроительную концепцию города, в нелёгкой борьбе, в спорах и разногласиях, в труде огромного количества убеждённых в своей правоте созидателей, доказавший право не только на своё особое положение в Париже, но и на свою европейскую уникальность. Проект, в который вложили часть души, фантазии, мастерства творцы разных художественных культур, чтобы содать единый по стилю и настроению комплекс. Почувствовать это в полной мере можно только оказавшись внутри архитектурного чуда, неспешно изучая каждый объект, убеждаясь, что ни один из них не подавляет тебя своими грандиозными размерами.

Хай-тек Дефанса удивительно лёгок, воздушен, поэтичен и человечен! Получаешь истинное удовольствие, предвкушая каждый поворот, за которым открывается очередной сюрприз, прочувствовав каждый изгиб, каждую линию, уловив переклички форм — больших и малых, налюбовавшись вдоволь отражениями одних башен в других, зацепившись взглядом и удивившись оригинальным скульптурам Мияваки, Миро, Кальдера, Торричини и других авторов, оценив изысканные проекты ландшафтных дизайнеров, улыбнувшись притулившейся тут же старенькой детской карусели, которая лишний раз напомнит о том, что вы в Париже, поскольку такие — повсюду во французской столице…Только тогда эта архитектурная симфония зазвучит в полную силу, только тогда потрясающая энергетика этого мощного коллективного творения будет заставлять вас вновь возвращаться сюда. Возвращаться за новыми подробностями, которые обязательно будут, потому, что Дефанс продолжает расти, развиваться, строиться и потому, что наверняка что-то осталось незамеченным, ускользнуло, не открылось сразу, как это бывает с хорошей содержательной книгой, которую хочется перечитывать или прочитывать по-новому.

Фото Андрея и Елены Копий. Музыка: Франсис Пуленк. Концерт для фортепиано с оркестром, ч 1, фрагменты.

Проект Елены Копий

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.