www.poezo.ru

Рим. Колизей. Форумы

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Задача жизни не в том, чтобы быть на стороне большинства, а в том,
чтобы жить согласно с внутренним, сознаваемым тобою законом.
Марк Аврелий (121 — 180)

Думаю, значительная часть индивидуумов согласятся с приведённым постулатом римского императора, последнего философа-стоика античности. Автору данных записок афоризм достаточно близок, что сказывается и на убеждениях, и на поступках. Рассуждать об убеждениях и внутренних законах не входит в задачи данной публикации… А вот поступок — в русле высказывания: вопреки большинству, мы решили слетать в Рим из Праги. И не пожалели, потому, что ощутили сказочный контраст двух столиц, при этом достаточно экономно реализованный!

Наш самолёт благополучно приземлился в международном аэропорту Фьюмичино имени Леонардо да Винчи, преодолев 1384 км за час и пятьдесят минут. Вечный город, куда, как известно, ведут все пути, в том числе и воздушные, встретил нас ярко-синим небом и активно палящим солнцем. Средиземноморский август во всей его пышной знойной красе! Полчаса автобусного переезда до центра города явили взору великолепные виды. Всюду цветущие кустарники и просто цветы, на балконах, террасах, подоконниках, любовно ухоженные, ниспадающие красивейшими каскадами и очень украшающие своим буйством красок жилища итальянцев. Впечатляют пальмы, гранатовые деревья, мощные кроны пиний, замечательные образцы старой архитектуры и совсем скромные простые постройки. Интересны и сами жители города, яркие, эмоциональные и, в то же время, всюду царит атмосфера южной расслабленности, неги, неторопливости, неспешности, может быть даже лености по первому впечатлению. Правда, надо оговориться, что дело было к вечеру.

Далее, на вокзале Термини были приобретены пакеты Roma Pass, куда входят разные полезные вещи, в частности карта города и проездные билеты, дающие право три дня ездить без проблем и войти в два музея бесплатно, без очередей, а в остальные со скидкой. И начались поиски заранее забронированного отеля. Эта отдельная история, поскольку нумерация в Риме специфическая, диалоги с полицейским на эту тему, чаще всего, безрезультатны и нужный объект ты находишь, как правило, полагаясь на интуицию. Так и случилось, мы нашли заветный подъезд с четырёхзначным номером, предварительно описав пару кругов, изучив каждый дом вокруг площади. Как потом выяснилось, нумерация в Риме сложная, идёт не только вдоль улиц, но и вглубь домов, поэтому получается, что пронумерованы ещё и подъезды. Правда, нас это уже не удивило: в Амстердаме мы тоже порядком потрудились, разыскивая местный Дом архитектора, который, если руководствоваться обычной логикой, никак не мог оказаться на том месте, на котором мы его нашли.

А поутру — Палатин, Колизей, форумы — та самая вечная незыблемая старина, с которой, обычно начинается более подробное знакомство с Римом. Колизей, ставший своеобразным символом города, растиражированный на многочисленных календарях, сувенирах, сумках, пакетах, магнитах, тысячу раз виденный на картинках, предстал перед нами во всём своём суровом величии. Грандиозный амфитеатр для гладиаторских боёв, сооружен в 72–80 годах н.э. по инициативе династии Флавиев на месте искусственного озера, находившегося рядом с Золотым Дворцом императора Нерона. Описывать его архитектурные особенности нет смысла, так как они многократно описаны. Восхищает конструкторская продуманность, соразмерность, ритмичность, строго выдержанная каноническая последовательность элементов. В то же время, необычайно печалит то обстоятельство, что помимо землетрясений, к разрушению этого памятника эпохи приложили руки сами римляне, растаскивая травертин с его стен для построения собственных дворцов и площадей, в частности площади Венеции, дворца Барберини и даже собора Святого Петра. Мы могли бы созерцать совсем другой Колизей в облицовке белых плит травертина, во всём его имперском великолепии и блеске! А сегодня мы видим лишь «скелет» грандиозного сооружения. Воистину, никакие тысячелетия, никакой прогресс не меняют психологию homo sapiens: и много веков назад, и сегодня человек разумный ищет лёгких путей, не считаясь с трудозатратами себе подобных.

Ощущения Чарльза Диккенса, описанные им в «Картинах Италии», во многом созвучны и современному человеку: «…Колизей и поныне так внушителен и неповторимо своеобразен, что всякий, входя туда, может, если захочет, увидеть на мгновение это исполинское здание таким, каким оно было, когда тысячи разгоряченных лиц были обращены к арене, а там среди вихрей пыли лилась потоками кровь и шла такая яростная борьба, описать которую бессилен язык человеческий. Но уже в следующий миг пустынность и мрачное величие этих развалин рождают в посетителе тихую грусть; и, быть может, никогда больше не будет он так взволнован и потрясен никаким другим зрелищем, не связанным непосредственно с его личными чувствами и переживаниями. Видеть, как Колизей понемногу превращается в прах — его высота ежегодно уменьшается на один дюйм, — видеть его стены и своды, обвитые зеленью, коридоры, открытые лучам солнца, высокую траву, растущую на его портиках, юные деревца, поднявшиеся на разрушенных парапетах — случайно выросшие из случайных семян, оброненных птицами, гнездящимися в трещинах и расщелинах, — и уже плодоносные, видеть его боевое ристалище, засыпанное землей, и мирный крест, водруженный в центре; взбираться на верхние ярусы и смотреть оттуда на бесчисленные развалины — на триумфальные арки Константина, Септимия Севераи Тита, на римский форум, на дворец цезарей, на храмы древней поверженной религии, — это значит видеть призрак древнего Рима, великолепного и порочного города, встающий над землей, по которой когда-то ступал его народ. Это самое внушительное, самое торжественное, величественное и мрачное зрелище, какое можно себе представить. Никогда, даже в дни его молодости, вид исполинского Колизея, до краев полного кипучею жизнью, не мог тронуть чье-либо сердце так, как он трогает всякого, кто смотрит теперь на его развалины».

Экспозиция, представленная в Колизее, погружает в глубину исторических пластов: фрагменты различных архитектурных элементов, древняя посуда, лампы, скульптура и другие изображения — всё это производит впечатление и будит воображение. Тут же демонстрируется фильм о печально известном императоре Нероне, и его, этого фильма, на наш взгляд, вполне могло бы не быть, поскольку стилистически он выпадает из настроения, возникающего от созерцания древностей. К тому же, его никто не смотрит — люди задерживаются на минуту и следуют дальше. Это обесценивает сам фильм, от него хочется уйти, что мы и делаем, шагая по мощным плитам от одной арки к другой. Щедрое итальянское солнце добирается до наших голов на верхних ярусах Колизея, легко проникая своими лучами во все его многочисленные арки и отверстия.

По дороге на форумы пришлось отбиваться от ряженых гладиаторов, настойчиво предлагающих свои разнокалиберные фигуры в качестве фона… Отказались с ними фотографироваться, зачем множить банальность? За что и получили жизнерадостным тенорком гайдаевское «Руссо туристо облико морале». Порадовало знание итальянцами советской кинематографической классики и умение применить его на практике.

В развалинах форумов совсем негде укрыться от палящего солнца, но здесь тоже включается фантазия, хочется представить, что и как тут происходило. Форум Августа с остатками храмов, форум Траяна с его знаменитой колонной, сохранившей рельефные изображения римских военных побед, форум Нервы с храмом Минервы и руинами храма Венеры и Рима — везде когда-то была жизнь во всех её проявлениях, во всех богатейших оттенках, здесь страдали и любили, радовались и печалились, пировали и веселились. Живо представились знаменитые римские карнавалы — сатурналии, посвящённые богу плодородия Сатурну, проводившиеся по поводу окончания земледельческих работ, когда приостанавливалась вся серьёзная жизнь, освобождались от учёбы школьники, рабы садились пировать за стол с господами, и буйное веселье продолжалось несколько дней. И здесь мне стало не хватать…музыки. Насколько эмоциональнее было бы восприятие остатков древней цивилизации, если бы оно сопровождалось музыкой. В том же Колизее периодически устраиваются концерты, но звучит там современная музыка: то Pink Floyd, то Ray Charles, то Paul McCartney, то Elton John, то Andrea Bocelli… А могла бы ненавязчивым фоном звучать реконструированная музыка античного Рима.

Группа музыкантов, археологов, хореографов Synaulia немало потрудилась над тем, чтобы сегодня мы могли представить себе, какой примерно была музыка древнего Рима. Они исследовали иконографические документы, литературные описания, анализировали тексты, изучали обычаи, опираясь на этномузыковедение, археологию и историографию. Всё это способствовало воспроизведению антикварных музыкальных инструментов, среди которых флейта, рог, туба, лира, кифара, цитра, арфа, различные ударные. Созерцание древней цивилизации, сопровождаемое реконструированной музыкой даёт ощущение того, что мы действительно у истоков нашей эры. Вот, что могло бы получиться в результате.

Проект Елены Копий «Рим. Колизей. Форумы». Фото Андрея и Елены Копий. Музыка античного Рима. Synaulia.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.