www.poezo.ru

Париж. Центр Помпиду. Выставка В. Кандинского

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Продолжая повествование о Париже, о столь полюбившемся нам Центре Помпиду, хочется отдельно остановиться на ретроспективной выставке замечательного русского художника Василия Кандинского.

Предыдущая выставка произведений художника проводилась в Париже довольно давно, в 1984 году, когда Ценр Помпиду получил ряд произведений по завещанию его жены. В данной экспозиции представлены около ста работ Кандинского 1907–1942 годов из собрания мюнхенской галереи Lenbachhaus, нью-йоркского музея Гуггенхайма и собственно Центра Помпиду.

Идейный вдохновитель русского авангарда, Василий Кандинский родился в Москве в 1866 году в семье коммерсанта, получил великолепное образование в Московском университете. Став доцентом юридического факультета, Кандинский некоторое время преподавал. От престижного предложения Дерптского университета в Тарту занять место профессора. Кандинский отказывается. Знакомство с выставкой импрессионистов, проходившей в Москве, в частности с картиной Клода Моне «Стога сена», перевернуло сознание успешного тридцатилетнего юриста: он отправляется в Мюнхен, где учится в частной художественной студии Антона Ажбе, а в 1900 году поступает в Мюнхенскую Академию художеств, оказываясь в эпицентре художественной жизни. Обладая яркой индивидуальностью, изучая композицию и особенности живописи и графики, Кандинский не раз сталкивался с непониманием учителей, которые считают его цветовые решения слишком яркими, а композицию картин излишне вольной.

До первой мировой войны Василий Кандинский живёт в Мюнхене, имеет прекрасную мастерскую для работы, он обеспечен и много путешествует, но поддерживает постоянные связи с Россией. Здесь же он создает первые абстрактные композиции, пишет большой теоретический труд «О духовном в искусстве». По мнению художника, внутреннее содержание произведения искусства лучше всего воплощается прямым отражением чистых красочных созвучий и ритмов.

После начала первой мировой войны он возвращается в Россию. Очевидец Октябрьской революции, художник становится активным организатором новой художественной жизни в России. Он пропагандирует создание в столице и провинции музеев современного искусства, преподаёт в ВХУТЕМАСе, участвует в организации охраны памятников. Но в декабре 1921 года по заданию Российской академии художественных наук Кандинский едет в Берлин в целях налаживания международных связей и решает остаться в Германии.

Кандинский преподаёт живопись и становится видным теоретиком абстрактного искусства школы «Баухауз», а впоследствии получает всемирное признание как один из пионеров абстракционизма. В результате обладателями крупнейших коллекций работ Кандинского становятся Германия, Америка и Франция — страны, где по-настоящему сложилась жизнь и карьера художника.

После отъезда из России до начала тридцатых годов художник жил в Мюнхене и его пригороде — альпийской деревне Мурнау. В 1933 году, покинув нацистскую Германию, Кандинский обосновался во Франции. Здесь, в 1944 году в пригороде Парижа Нёйи-сюр-Сен художник умер.

Кандинский — один из теоретиков модернизма. В книге «О духовном в искусстве» он дал своё понимание абстракционизма как искусства, не зависящего от наблюдений за предметами окружающего нас мира. Организаторы выставки постарались показать, каким образом его эстетические воззрения получили воплощение в живописных полотнах. Выстроив экспозицию хронологически, посетителям выставки дали возможность проследить логическое развитие идей художника, изменение его авторского видения. Нам представился удивительный случай увидеть работы, которые редко выставляют рядом, в частности раннюю картину «Пёстрая жизнь» (1907) из Мюнхенской галереи и одно из первых абстрактных полотен «Светлая картина» (1913) из музея Гуггенхайма Нью-Йорка, что наглядно демонстрирует эволюцию стиля художника.

Отдельно и подробно можно говорить о взаимодействии живописи и музыки в творчестве Кандинского. Художник сам неплохо играл на виолончели и фортепиано, много размышлял о cвязи музыки и живописи, что нашло отражение в его теоретических трудах. Кандинский любил музыку Р. Вагнера, М. Мусоргского, К. Дебюсси, А. Скрябина. С последним его сближала идея синтеза всех искусств и вера в мессианскую роль человека творящего. Такова, например, задуманная им сценическая композиция «Жёлтый звук», которая должна была соединить цвет, пластику, слово и музыку.

Но ближе всего по духу и эстетическим воззрениям был А. Шёнберг с его идеей «отделаться от внешне красивого ради внутренне прекрасного». Одна из эстетических установок Кандинского — раскрытие в искусстве «трансцендентальной сущности вещей», по его мнению, больше всего доступна музыке. Именно в музыке он ощущал свободу от реальности и стремился к тому же в живописи. Возможно, поэтому живопись Кандинского по ощущениям очень музыкальна, к какому бы стилю она ни принадлежала.

Выставка произведений Кандинского в Центре Помпиду — весьма полная и впечатляющая ретроспектива одного из основоположников мирового абстракционизма, стала ещё одним удивительным везением и открытием поездки в Париж.

Видеоролик «Василий Кандинский» выполнен И. Осовицкой. Руководитель проекта Е. Копий. В фильме использованы фотографии и репродукции картин В. Кандинского, музыка А. Скрябина, а также композиторов русского авангарда начала ХХ века Г. Попова, В. Задерацкого и В. Дешевова. Проект удостоен Диплома Всероссийского конкурса мультимедиа проектов–2012 в Санкт-Петербурге.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.