www.poezo.ru

Музыкальные итоги 2013

Андрей Копий

Андрей Копий

Ведущий рубрики «Нечто иное»

2013 был весьма умеренным в плане сенсаций или сверхуспешных песен или событий. Публика продолжала покупать альбом 2011 года ADELE «21», ну, а подобных «гигантов тиражей» за весь год не было.

По всем параметрам, как всегда, было что послушать и хватало музыкальных открытий. Несмотря на утвердившиеся в последние годы вид «получения музыки» слушателими с помощью digital downloads, интерес к альбомам продолжает снижаться каждый год. Тем не менее, альбом остаётся наиболее цельной и завершённой формой публикации для большинства музыкальных жанров. Именно поэтому наиболее интересным альбомам уделим особое внимание в завершении этого краткого обзора.

Среди музыкальных утрат 2013 года — рок-музыкант LOU REED, популярная в 1950-е певица EYDIE GORME, кантри-легенды RAY PRICE и SLIM WHITMAN, джазовый гитарист JIM HALL, джазовый гитарист STAN TRACEY, соул-певица PUFF JOHNSON, композитор GORDON SHERWOOD…

Распались группы THE MARS VOLTA, MY CHEMICAL ROMANCE, LOSTPROPHETS, STATIC-X, JLS, SUGABABES, GIRLS ALOUD, JONAS BROTHERS, а среди воссединившихся коллективов — FALL OUT BOY, THE CALLING, THE BOOMTOWN RATS и BLACK FLAG.

Достаточно заметными событиями стали новые студийные работы от таких ветеранов, как BLACK SABBATH «13», PAUL McCARTNEY «New», ROD STEWART «Time», DAVID BOWIE «The Next Day», JOHN FOGERTY «Wrote A Song For Everyone», ELTON JOHN «The Diving Board», STING «The Last Ship».

David Bowie «Valentine»s Day»

Несколько тенденций и явлений, наблюдавшихся в музыкальном мире в 2013 году:

1. Интернет остаётся основным источником, как информации в мире, так и самым эффективным инструментом для создания массовых явлений. Ряд вирусных видеоэпидемий пополнил «Harlem Shake». Однажды простые видеолюбители записали фрагменты своего времяпрепровождения под композицию 2012 года тогда ещё мало кому известного продюсера trap-музыки из нью-йорка BAAUER «Harlem Shake» и вслед за ними сотни тысяч таких же любителей, знаменитостей (а заодно даже серьёзных компаний вроде «National Geographic» или «Google») записали тридцатисекундные видеоролики и наводнили ими интернет. Популярность росла стремительно, один из секретов такого успеха — короткая продолжительность роликов, позволяющая зрителям посмотреть подряд 15–20 и более подобных видео. Поскольку с недавнего времени официальный хит-парад Billobard учитывает стриминг на YouTube, «Harlem Shake» попал на 1-е место Hot 100, что с инструментальными композициями не случалось в США уже несколько десятилетий. Также благодаря BAAUER музыка trap ненадолго вышла из андерграунда на большие стадионы. А trap в хип-хопе уже не первый год определяет вектор развития.

Baauer «Harlem Shake»

2. Явление, которого невозможно было не заметить, — это новая волна фанка. Не без содействия PHARRELL. По крайней мере, два важнейших хита 2013 DAFT PUNK «Get Lucky» и ROBIN THICKE «Blurred Lines» записаны при участии Фаррелла Уильямса. Правда новое увлечение фанком (от BRUNO MARS до JUSTIN TIMBERLAKE) — это скорее необходимость что-то срочно менять в R»n’B, где уже несколько лет наблюдается застой. Принципиально новых приёмов не появилось, но на перекомбинировании уже имеющихся, в том числе, проверенных временем, рождаются новые оттенки звучания. И, конечно, с полным правом PHARRELL WILLIAMS — человек года.

Robin Thicke ft. T. I. & Pharrell «Blurred Lines»

3. Ещё один факт об эволюции стилей — Великобритания в начале 2013 массово обратилась к стилю, который в электронной музыке затмил некогда модный dubstep. Кроме того, многие drum«n’bass и dubstep-продюсеры трансформировали своё звучание (CHASE & STATUS выпустили в 2013 альбом «Brand New Machine» с большим влиянием UK-Garage и jungle, отодвинув на второй план привычные для них drum»n’bass и dubstep), заинтересовавшись новым (а по сути, старым) стилем jackin' house. За 2012–2013 успел пережить краткосрочное «возрождение» 2-step garage или UK-Garage, достаточно быстро влившись в jackin' house. Смысл нового хаус-ответвления заключается в том, что спустя 20 лет, переосмыслено содержание tribal-house и взята характерная синкопированность UK garage, добавлено повышенное внимание басу (пережитки bassline и dubstep). На этой волне «постгаражных» экспериментов были созданы хиты национальных британских масштабов (DUKE DUMONT «Need U (100%)», STORM QUEEN «Look Right Through», BEN PEARCE «What I Might Do», BREACH «Jack»). Совершенно привычной тенденцией стало присутствие на синглах ремиксов работы продюесров SHADOW CHILD или MK.

Duke Dumont ft. A*M*E «Need U (100%)»

Открытия года:

Новозеландская 17-летняя певица и автор собственных песен Ella Maria Lani Yelich-O«Connor, более известная, теперь уже всему миру, как LORDE выпустила дебютный инди-поп альбом «Pure Heroine» с весьма самостоятельными и взрослыми текстами, а также минималистичным звучанием. Сингл «Royals» определённо вошёл в историю.

Lorde «Royals»

Трио LONDON GRAMMAR и дебютный альбом «If You Wait» является более сдержанной, мягкой и не такой мрачной современной интерпретацией некогда весьма значимого стиля trip-hop. Камерные выступления коллектива в небольших залах, на радиостанциях или телевидении напоминают спокойствие THE XX. Однако LONDON GRAMMAR предсказуемее и несколько ярче в плане музыкальных идей, что превращает звучание скорее в качественный поп, чем в инди. Интерпретация блиставшей в 2009-м композиции KAVINSKY «Nightcall» интереснее оригинала.

London Grammar «Nightcall»

Женское трио HAIM своим дебютным диском «Days Are Gone» вызывает любопытство, в какую сторону группа будет развиваться, если сейчас можно назвать их «смотрящими в прошлое», по крайней мере, в начало 1980-х…

Haim «Forever»

«The Bones Of What You Believe» — дебют шотландской синти-поп группы CHVRCHES во многом оказался заметным, благодаря эмоциональному вокалу Lauren Mayberry. Тема синти-поп звучания остаётся по-прежнему актуальной.

CHVRCHES «Lies»

Провалы года:

Альбомы, которые оказались ниже возлагаемых на них ожиданий, и просто слабые пластинки: DEPECHE MODE «Delta Machine», THIRTY SECONDS TO MARS «Love, Lust, Faith & Dreams», BEADY EYE «BE», JESSIE J «Alive», R. KELLY «Black Panties», MGMT «MGMT».

Немного «недотянутыми» оказались альбомы, замахнувшиеся на концептуальность, повторение прежних успехов, но не смотря на наличие сильных номеров, потонувшие в проходном материале: JUSTIN TIMBERLAKE «The 20/20 Experience», ROBIN THICKE «Blurred Lines», EMINEM «The Marshall Mathers LP 2», BASTILLE «Bad Blood», DRAKE «Nothing Was The Same», KANYE WEST «Yeezus», TYLER THE CREATOR «Wolf», VAMPIRE WEEKEND «Modern Vampires Of The City», JAKE BUGG «Shangri-La», ARCADE FIRE: «Reflektor», JANELLE MONAE «The Electric Lady», JAY-Z «Magna Carta… Holy Grail», M. I. A. «Matangi», GARY BARLOW «Since I Saw You Last».

Justin Timberlake «Mirrors»

Лучшие альбомы 2013:

ROBERT GLASPER EXPERIMENT «Black Radio 2». Продолжение эксперимента по селекции интересной музыки на основе соединения джаза и хип-хопа. Много разнообразных вокалистов, что в сочетании с хорошим материалом даёт соответствующий результат. Коллаборации с JILL SCOTT, COMMON и ANTHONY HAMILTON — самые запоминающиеся.

Robert Glasper Experiment ft. Jill Scott «Calls»

QUEENS OF THE STONE AGE «…Like Clockwork». Альбом представляет собой то, как звучит самостоятельная, не терпящая компромиссов ради расширения границ, немного консервативная рок-музыка. И именно в этом здоровом консерватизме и сила данного альбома.

Queens Of The Stone Age «I Sat By The Ocean» (live on Letterman)

BEYONCE «Beyonce». 5-й альбом BEYONCE, на котором певица выступила ещё и со-продюсером вместе с BOOTS, PHARRELL WILLIAMS и TIMBALAND. Это новый прочувствованный и продуманный в равной степени альбом, который ещё и аранжирован практически идеально.

Beyonce «XO»

DISCLOSURE «Settle». Дебютный долгожданный альбом британского электронного проекта, который за 3 года с момента своего первого релиза пережил ряд трансформаций, что и позволило получить разноплановый альбом, в котором можно найти и 2-step garage, и house, и даже indietronica. Пластинка ценна своей стилевой аутентичностью, завершённостью, цельностью, которая у многих других проектов, выпустивших в этих стилях альбомы в 2013-м либо отстутствовала, либо не хватало интересных композиций на целый альбом. У DISCLOSURE качественных композиций хватает.

Disclosure ft. AlunaGeorge «White Noise»

JAMES BLAKE «Overgrown». Второй альбом молодого британского продюсера и исполнителя собственных песен продемонстрировал, что он способен к росту. Та разноплановость, которой не хватило его дебютной одноимённой работе, пришла на «Overgrown». Драматизм, меланхолия, наслаждение звуками и харизмой приглашённых музыкантов — то, что присутствует на этом альбоме. И хотя вокал Джеймса, да и некоторые баллады напоминают ANTHONY & THE JOHNSONS, JAMES BLAKE не скатывается в беспросветный декаданс. Будущее уже здесь…

James Blake «Retrograde»

EARL SWEATSHIRT «Doris». Как нередко бывает у альтернативных рэперов, альбом «Doris» напоминает записную книжку с «потоком сознания», только в качестве «страниц» — весьма привлекательные олдскульные сэмплы. А какие люди обогатили альбом своим участием: FRANK OCEAN («Sunday»), VINCE STAPLES и THE NEPTUNES («Burgundy»), RZA («Molasses»), TYLER, THE CREATOR («Whoa», «Sasquatch»), MAC MILLER («Guild»). При немалом количестве «гостей» альбом не теряет атмосферу особого микрокосмоса EARL SWEATSHIRT, ощутимую с первых секунд звучания альбома «Doris».

Earl Sweatshirt «Chum»

DEERHUNTER «Monomania». Ещё более тёплый, чем предыдущий «Halcyon Digest» (2010), альбом, который полон атмосферы рок-музыки южных штатов США начала 1970-х, в том числе, родной Джорджии. Инди-рок с периодически возникающими элементами «псевдоамериканы»…

Deerhunter «T. H. M.»

KAСEY MUSGRAVES «Same Trailer, Different Park». Один из самых приятных кантри-альбомов 2013. Певица после нескольких малоизвестных альбомов, совместного тура в 2012 с LADY ANTEBELLUM выпустила альбом, который наконец-то удостоился всеобщего внимания благодаря таким уютным композициям, как «Merry Go Round», «Follow Your Arrow», «Blowin' Smoke»…

Kacey Musgraves «Merry Go 'Round»

ARCTIC MONKEYS «AM». 5-й и, наверное, лучший альбом в дискографии этого квартета. Кроме того, что здесь несколько сильных инди-рок композиций, альбом является первой работой коллектива, накал которой не ослабевает до последнего трека. Цельность музыкального материала, а также осознание группой своей рок-н-ролльной сущности пришло, кажется, только с альбомом «AM».

Arctic Monkeys «Do I Wanna Know?»

DAFT PUNK «Random Access Memories». Французский дуэт с самого начала своего существования привлекал внимание не только любителей электронной музыки, но и музыкальных критиков, которые, начиная с альбома «Homework» (1997), увидели в дуэте потенциал к развитию. И перспективность оправдывалась от альбома к альбому. Большие перерывы между релизами позволили дуэту эволюционировать естественно, не ускоряя процессы, каждый раз удивляя слушателей новым уровнем. «Random Access Memories» — это наиболее сложная работа, к которой участники DAFT PUNK шли последовательно, балансируя между диско, поп-музыкой и хаусом, усложняя задачи и пробуя многочастные формы. В 2013 году DAFT PUNK — триумфаторы, которые создали альбом, в котором есть аутентичность диско-фанка, энергия американских поп-рок групп середины 1970-х, а также фирменная футуристичность дуэта, являющаяся необходимым ингредиентом для того, чтобы весь этот «ренессанс» воспринимался органично в 21 веке. Участие в создании нескольких песен таких значимых для диско-фанка людей, как GIORGIO MORODER, NILE RODGERS и теперь ещё и PHARRELL WILLIAMS, позволило сделать этот альбом самым настоящим.

Daft Punk ft. Pharrell «Get Lucky»

Такими были наиболее заметные альбомы 2013. Впереди — не иссякающий список релизов, которые выходят в 2014 году.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.