www.poezo.ru

Олимпиада по сольфеджио «Музыкальный Олимп»

Анна Бурцева

Анна Бурцева

Преподаватель

Пояснительная записка



Методическая разработка представляет собой педагогический проект олимпиады по сольфеджио «Музыкальный Олимп», предусматривающий музыкальное соревнование между командами учащихся.

Цель работы: стимулирование интереса к музыкально-теоретическим дисциплинам, поиск и реализация новых интересных форм внеклассной работы с учащимися, развитие их творческих возможностей и учебного потенциала.

Задачи работы:

  • показать способы закрепления теоретических положений и развития практических навыков и знаний;
  • обозначить нетрадиционные формы работы, расширяющие общий музыкальный кругозор учащихся

Олимпиады по сольфеджио — неотъемлемая часть внеклассной работы в детских музыкальных школах и детских школах искусств нашей страны. Чаще всего, данный вид работ ограничивается только проверкой теоретических знаний, редко раскрывающих творческий потенциал учащихся. Нередко при проведении олимпиад, забывается, что сольфеджио — это, в первую очередь, практическая творческая работа — пение, сольфеджирование, ритмические упражнения и игры.

Идеей этой олимпиады стало желание устроить именно состязание между несколькими командами, на котором раскроются не только теоретические знания учащихся, но выявятся и полученные навыки в пении, сольфеджировании и ритмических играх. Данная Олимпиада — это попытка привлечь учащихся к командной работе, при этом не исключая возможности каждому участнику показать свои знания и умения.

Современная педагогика, вне зависимости от содержания предмета, направлена в сторону социализации с возможностью самореализации личности. И особую роль в воспитании такой личности играет музыка, поскольку она как вид искусства оказывает наиболее сильное воздействие на эмоциональный, интеллектуальный и духовный мир человека.

Система дополнительного музыкального образования является начальным и весьма значимым звеном в цепи профессионального обучения. Детские музыкальные школы известны своими традициями, проверенными временем академическими формами и методами обучения. Все профессиональные достижения в музыке так или иначе связаны с системой функционирования начального детского музыкального образования. Тем не менее, выбирают своей профессией музыку лишь единицы, и одной из причин этого является излишняя теоретизированность предмета «Сольфеджио». Падает мотивация учащихся, которые, возможно, и выбрали бы путь музыканта, но чувствуют себя неполноценными из-за сложности многих «сухих» понятий, часто не связывая их с музыкой как таковой.

Задачей музыкальной школы является не только начальная подготовка профессионалов-исполнителей, но и воспитание грамотных, заинтересованных слушателей, способных не только эмоционально, но и осмысленно воспринимать и оценивать то или иное музыкальное произведение любого жанра, содержания и сложности.

Проект данной олимпиады — это лишь первая попытка автора разработать такое внеурочное событие, которое бы стало ярким запоминающимся моментом обучения юных музыкантов. Применение подобных форм — это стремление к поиску, к новым, неординарным методам работы с учащимися.

Предлагаемая форма музыкального состязания — олимпиада, должна включать в себя соревновательный элемент. Здесь стоит отметить именно открытость соревнования, а не сухой подсчёт баллов жюри и последующее объявление результатов.

Автор стремился максимально приблизить материал к соревнованию как форме наиболее естественного ненавязчивого усвоения и при этом раскрыть основные аспекты предмета сольфеджио. Столкнувшись с этим предметом с новой, непривычной для них стороны, дети получат заряд положительных эмоций. И, казалось бы, привычные, но от этого ставшие скучными задания и упражнения, в условиях игры и соревнования должны заиграть для учащихся новыми красками.

Поэтому главная рекомендация к проведению олимпиады — это открытость. То есть — открытое жюри на конкурсе, команды и зрители — родители учащихся. Последний аспект связан с ещё одной, попутной, но очень важной целью данного мероприятия — привлечением внимания родителей учащихся к предмету сольфеджио, его содержанию и задачам. Чаще всего родители считают, что главное в музыкальной школе — обучение игре на том или ином инструменте, не всегда понимая роли сольфеджио, музыкальной литературы, хора в общем музыкальном развитии ребенка, воспринимая их просто как обязательные дисциплины программы, но играющие большой роли. Открытое состязание — возможность показать родителям суть дисциплины Сольфеджио и её место в обучении юного музыканта.

Педагогические технологии, используемые в проекте:

1. Метод игрового обучения

2. Метод творческого подхода

3. Метод наглядного обучения

4. Метод работы с малыми группами

5. Репродуктивный метод обучения

Основной педагогической технологией, применяемой в проекте, является игровое обучение. Характерные принципы игрового обучения можно определить следующими положениями:

  • отсутствие диктата со стороны педагога при общем направлении достаточно свободной деятельности учащихся, которая приносит им радость и удовольствие;
  • активность, творческий подход, импровизационная составляющая деятельности;
  • эмоционально наполненная состязательная деятельность;
  • деятельность, определяющаяся рамками прямых и косвенных правил, отражающих содержание предлагаемой игры и элементов общественного опыта;
  • деятельность имитационного характера, моделирующая профессиональную или общественную среду жизни человека;
  • деятельность, ограниченная местом действия и продолжительностью, определённая рамками пространства и времени.

Механизмы реализации проекта:

  • определение способов выполнения предстоящей работы, «мозговой штурм»;
  • тщательный подбор и проработка музыкального, иллюстративного и литературного материала;
  • творческий подход к работе над конкретными заданиями и точность их формулирования;
  • опора на традиционные и новаторские педагогические методики, а также воплощение собственных авторских идей.

Методические рекомендации

В данном сценарии музыкально-теоретического состязании автор предлагает для использования конкурсные задания, охватывающие те или иные области знаний и умений учащихся в рамках образовательной программы 3 класса ДМШ и ДШИ. В зависимости от возраста предполагаемых участников соревнования, можно варьировать и изменять конкретное содержание заданий, адаптировав их к определенной возрастной категории учащихся, сокращать или вносить новые конкурсы. Музыкальный материал также предлагается выбирать по своему усмотрению (задание №6 «Музыкальный забег»; задание №7 «Финальный аккорд»).

Участники:

Учащиеся младших классов ДМШ и ДШИ (3 класс в восьмилетнем курсе обучения).

Команды по 5 человек, можно создать разными способами:

  • учащиеся одной группы
  • объединение по принципу жеребьёвки.

Жюри:

Преподаватели учебного заведения

Подведение итогов:

Участники олимпиады награждаются дипломами и подарками, преподаватели благодарственными письмами.

Условия:

Олимпиада проводится в виде командного соревнования и предусматривает следующие виды заданий:

  • знание тональностей до 3-х знаков включительно. Диатонические интервалы. Главные трезвучия с обращениями. Три вида трезвучий (мажорное, минорное, уменьшенное). Обращения мажорного и минорного трезвучий. Триоль. Пунктирный ритм. Синкопа.
  • определение на слух: интервалы и аккорды вне лада.
  • работа над ритмом: озвучить ритмическую партитуру, ритмический канон с включением пунктирного ритма, синкопы.
  • интонирование: пение песен, транспонирование на секунду вверх или вниз. Пение интервалов и аккордов в ладу.
  • определение жанра и элементов музыкальной речи в прослушанном произведении.

Перечень обязательного музыкального материала:

  1. «Как под яблонью зелёною»
  2. «Во саду ли, в огороде»
  3. «По малину в сад пойдём»
  4. Ф. Шопен. Вальс №7 cis-moll
  5. П. Чайковский. Полька B-dur (из «Детского альбома»)
  6. Ф. Мендельсон. Свадебный Марш

В ходе олимпиады участникам будут даны как групповые, так и индивидуальные задания. Всего в олимпиаде 7 этапов:

  1. «Мозговой штурм»
  2. «Музыкальная мишень»
  3. «Ритмическая «эстафета»
  4. «Ритмическая головоломка»
  5. «Аккордовые загадки»
  6. «Музыкальный забег»
  7. «Финальный аккорд»

Полный текст методической разработки и материалы олимпиады «Музыкальный Олимп» приводятся ниже.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.