www.poezo.ru

И. В. Воронцова. Вокально-певческая импровизация на уроках сольфеджио

Ирина Воронцова

Ирина Воронцова

Кандидат искусствоведения, доцент кафедры теории музыки
Московской государственной консерватории им. П. И. Чайковского

Смысл моего метода вокально-певческой импровизации — «окунуть» человека в музыку, предоставить ему возможность усвоить элементы музыкального языка через сиюминутное творчество. При этом педагог является полноправным участником импровизации на уроке, он же диктует первоначальные «правила игры». Эти правила включают в себя распев отдельного аккорда или гармонической последовательности в форме вокализа либо со словами, отражающими предложенную ситуацию.

Слово и музыка объединяются с актерскими задачами, и на уроке мы «разговариваем музыкой» — разыгрываем сценки, ссоримся, миримся, объясняемся в любви и т.д. Все это происходит в строгом соответствии с предложенным педагогом (это дается в фортепианном вступлении!) музыкальным стилем и жанром. Включенная в сценический контекст, музыкальная интонация оживает, приобретает адресность. В результате подобных импровизаций воспитывается интонационный слух — художественно оправданное, выразительное интонирование, предслышание целого, чувство формы, стиля и жанра, умение существовать (петь) в ансамбле. Все эти качества крайне необходимы для исполнительской деятельности музыканта. Побочным же результатом подобных занятий является повышение мотивации к занятиям по сольфеджио, что тоже немаловажно.

Кратко могу подытожить: это музыкальный и актерский тренинг, в котором все участники импровизации объединены общей задачей услышать и выразить смысл, заключенный в музыке. Это тренинг на развитие интонационного слуха — высшей стадии музыкальной одаренности, куда входит чувство ритма, чувство лада и чувство формы. Развитый интонационный слух ведет к художественно-выразительному интонированию. Одновременно это и тренинг исполнительства как способа музыкальной коммуникации.

Данный мастер-класс призван показать основные формы работы, которые я использую в своих занятиях со студентами-вокалистами Московской консерватории имени П. И. Чайковского. Но на уроке мы отводим импровизации обычно минут 10–15 и успеваем поставить и решить лишь 1–2 задачи.

Я прокомментирую каждое задание, поставленное перед участниками мастер-класса.

1. Для любой деятельности, в том числе музыкальной, надо сформировать психологическую установку и настройку. Я предлагаю «тонкую настройку» слуха через пение гамм, интервалов и аккордов, включенных в музыкальный и образно-эмоциональный контекст.

Предложенный фрагмент мастер-класса начинается с пения доминантсептаккорда с разрешением. Два или более участника должны спеть это в виде диалога (вопрос и ответ), прочитывая «музыкальный месседж» и соответствующе реагируя на него. На уроках мы подобным образом поем все трезвучия и септаккорды.

2. Для развития внутреннего слуха и чувства лада я предлагаю петь один и тот же звук, мысленно представляя его в качестве разных ступеней лада (исполнитель должен понимать, что в художественном исполнении мы имеем дело не с равномерно-темперированным, а с зонным строем).

3. Вариантом предыдущего задания является «угадайка»: один участник поет звук, представляя его той или иной ступенью мажора или минора, остальные это угадывают.

4. Еще одним вариантом является угадывание ступени лада, пропетой педагогом.

5. Подключая к вокальной импровизации слово, я предлагаю один и тот же текст или короткий отрывок из него (это могут быть и не обязательно стихи) пропеть в разных стилях и жанрах. В данном мастер-классе был задействован классико-романтический стиль, но на своих занятиях я последовательно начинаю со стиля григорианского хорала, потом даю стиль барокко, венский классицизм, романтизм, музыку 20 века и джаз. Выработка ощущения стиля и жанра представляется очень важной задачей для исполнителя.

6. Чтобы воспитать чувство ансамбля, я предлагаю задание на совместную импровизацию. В данном мастер-классе был трехголосный ансамбль (контрастная полифония), но голосов может быть и больше — в зависимости от количества участников.

7. В конце мастер-класса две участницы мастер-класса сходу импровизировали на предложенный стихотворный отрывок (это был незнакомый текст). Цель подобных упражнений — развитие чувства формы. Подготовка слуха и мышления к сиюминутной импровизации пригодится студентам и в их будущей сценической деятельности.

В мастер-класс за недостатком времени не вошли оперно-вокальные формы «речитатив-ариозо-танец». На своих уроках я также уделяю этому внимание. А в конце учебного года мы со студентами обычно проводим классный концерт, посвященный импровизациям. Стихи для этого предлагаются тут же в зале. Любой слушатель может принять в этом участие. Таким образом, сольфеджио получает выход в сценическую практику, что студентами очень приветствуется!

Не подменяя собой такие традиционные формы работы, как диктант, сольфеджирование и слуховой анализ, вокально-певческая импровизация приучает к творчеству и обогащает слуховой опыт музыканта. Успех моих мастер-классов в России и Китае подтверждает эффективность и востребованность данного метода.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.