www.poezo.ru

Тембровое сольфеджио. Мастер-класс Т. А. Литвиновой в Казанской консерватории

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Публикацией фрагментов мастер-классов по тембровому сольфеджио я бы хотела ответить на многочисленные обращения моих коллег с просьбой подробнее рассказать о конкретных формах работы по развитию тембрового слуха с использованием учебного пособия «Тембровое сольфеджио».

На своих мастер-классах я предлагаю различные направления совершенствования тембрового слуха: развитие собственно его инструментальной стороны, а также тембро-регистровой, тембро-артикуляционной, тембро-фактурной, тембро-ритмической, отражающих взаимодействие тембра с регистром, артикуляцией, фактурой и ритмом. Данные направления являются сквозными на различных этапах музыкального образования: в ДМШ, в колледже и ВУЗе, различаясь степенью сложности материала, формами работы и включением новых аспектов рассмотрения.

На мастер-классе в Казанской консерватории я предлагала проанализировать, какими средствами Прокофьев создает образ Кошки в своей симфонической сказке «Петя и волк». Этот пример наглядно демонстрирует, как артикуляционные средства могут облегчать звучание низкого регистра, помогая в комплексе с избранным инструментальным тембром создать нужный характер звучания.

Одна из форм тембрового слухового анализа — сравнивание фортепианного и оркестрового звучания одной и той же темы. Ребята сразу отмечают, если в оркестровом варианте мелодия звучит у нескольких инструментов, одинаковых или разных, в унисон или в определенной дублировке. Тут же удобно обратить внимание на другие, кроме мелодии, тембро-фактурные компоненты: басовую линию, гармонические голоса, педаль и др. Взаимодействие тембра и фактуры можно проследить и в том, какие тембровые средства используются, подчеркивают ли они или вуалируют избранный композитором тип фактуры. Среди других возможных аспектов слухового внимания: сочетание тембров в различных регистровых и фактурных соотношениях, слуховой гармонический анализ аккордов в оркестровом звучании.

В высших музыкальных учебных заведениях требуют дальнейшего изучения различные виды политембровых сочетаний, смешанных тембров, взаимодействие инструментального тембра с фактурой и гармонией, крайними регистрами.

Очевидно, что в рамках одного мастер-класса трудно охватить все возможные аспекты и формы развития тембрового слуха на данном этапе музыкального обучения, но надеюсь, что какие-то представления можно получить.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.