www.poezo.ru

Композитор Светлана Нестерова

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Многочисленные дискуссии о женщинах-композиторах, часто с шовинистическим мужским подтекстом, всё ещё пользуются популярностью на просторах интернета, не смотря на то, что за окном третье тысячелетие. Музыкант Светлана Нестерова — миниатюрная стройная женщина с ясным открытым взглядом, яркая эмоциональная личность, композитор со своим сложившимся почерком, совершенно справедливо считает, что музыка не делится по половому признаку, поскольку критерий оценки только один: музыка может быть плохой или хорошей, талантливой или бездарной. И всей своей деятельностью убедительно доказывает это.

Светлана Владимировна родом из Екатеринбурга, здесь получила начальное и среднее музыкальное образование, здесь под руководством композитора В. Д. Барыкина появились её первые сочинения и пришло осознанное решение стать композитором. По собственному признанию, профессиональная судьба её складывалась удивительно удачно, поскольку в Петебургской консерватории она попала в класс профессора Бориса Ивановича Тищенко — выдающегося композитора, чуткого и мудрого педагога, сумевшего по достоинству оценить дарование своей ученицы. Воспитать композитора чрезвычайно непросто: ему нужно дать профессиональные навыки, привить требовательность к себе, при этом осторожно, бережно и уважительно относясь к индивидуальности начинающего творца. Д. Шостакович называл Б. Тищенко «человеком, убеждённым в правоте своего творчества», отмечая среди главных художественных качеств мастера «антидогматичность», свободу выбора в средствах высказывания и воплощении замысла. Наверное, отсюда происходит умение найти и раскрыть в каждом из своих подопечных сильные стороны таланта, отсюда и огромный заслуженный авторитет среди студентов. Для Светланы Нестеровой Б. Тищенко — любимый учитель, наставник и друг. Ему посвящены Концерт для скрипки с оркестром (2998/2010) и «Соната памяти любимого учителя» для струнного оркестра (2011) .

Совмещение учёбы с практической работой, как правило, бывает очень полезным в становлении музыканта-профессионала. Так, будучи концертмейстером на кафедре сценического движения в Академии театрального искусства, Светлана Нестерова не только совершенствовала свои пианистические навыки, но и познавала законы сценического искусства, что помогло ей в дальнейшем в работе над произведениями для театра. Сильная техничная пианистка, она знакомила слушателей с музыкой современных петербургских композиторов, выступая в Петербурге, Москве, Екатеринбурге, Калининграде, Витебске. В составе студенческой делегации принимала участие в концертах в Москве и Бостоне (США). Участвовала в фестивалях «Звезды белых ночей», «Музыкальная весна», «Звуковые пути», «От авангарда до наших дней», «Молодежные академии России». В 1999 г. была удостоена гранта «Музы Петербурга» в номинации «Музыка». И сегодня несколько раз в году она исполняет свои фортепианные произведения и фортепианную музыку коллег. С 2002 года Светлана Нестерова, закончив аспирантуру, преподаёт в Петербургской консерватории.

Композитором создано значительное количество произведений в самых разных жанрах. Одноактные оперы «Дедушка» по пьесе В. Набокова и «Тяжба» по пьесе Н. Гоголя, музыкальная сказка «Синюшкин колодец» по сказу П. Бажова, хореографические сцены «Лаура» по трагедии Федерико Гарсиа Лорки «Кровавая свадьба» и хореографический квест «Волшебное кольцо» по мотивам русских сказок, написанный совместно с мужем, композитором Вячеславом Кругликом — вот неполный список произведений для театра.

В 2005 году Мариинский театр объявил Всероссийский конкурс молодых композиторов, посвящённый предстоящему 200-летию Н. В. Гоголя. С. Нестерова представила на конкурс одноактную оперу по пьесе Н. Гоголя «Тяжба» и была удостоена звания лауреата. Органично продолжив и творчески преломив традиции сатирических произведений русских классиков от Мусоргского до Шостаковича, композитору удалось создать яркое колоритное произведение, основой драматургии которого является детально проработанный и интонационно характерный речитатив. Опера вошла в качестве одной из частей в спектакль «Гоголиада», премьера которого состоялась в Мариинском театре в день 200-летия Н. Гоголя — 1 апреля 2009 года. Премии Большого театра в 2008 году был удостоен и балет «Волшебное кольцо».

Камерные произведения демонстрируют широту интересов автора, желание выразить себя в вокальной и в инструментальной музыке, претворяя замыслы в самых разных формах. Вокальные циклы для сопрано и фортепиано на слова Д. Хармса «Полет в небеса» (1998) и «Мирок» на стихи Марины Цветаевой (2013), Первая (1999) и Вторая (2001) фортепианные сонаты, Фантазия для тромбона и фортепиано, сюита из музыки к пьесам А. П. Чехова «Предложение»(2010), «Квартет на отъезд из Петербурга в Бостон» (2012), цикл пьес для хора a capella «Любимый дом» на стихи Веры Куприяновой (2012) — все эти сочинения ярко высвечивают грани творческой индивидуальности сложившегося мастера.

Вокальный цикл «Полёт в небеса» был написан С. Нестеровой ещё в период учебы на третьем курсе консерваториии. Надо сказать, что обращение в столь юном возрасте к текстам Д. Хармса — очень смелый шаг автора, давший свои результаты. Традиции русской классики, в частности зарисовки М. Мусоргского и их многообразием речевых итонаций, знаменитые вокальные сатиры Д. Шостаковича — всё это школа для молодого композитора, стимулирующая к собственным интересным экспериментам и выразительным находкам. Символичным и показательным представляется обращение к текстам Д. Хармса именно в конце века, тысячелетия, стремление отразить сложный причудливый, зачастую алогичный, абсурдный, но такой загадочный мир творчества литератора, который писал о себе следующее: «Меня интересует только „ч у ш ь“; только то, что не имеет никакого практического смысла. Меня интересует жизнь только в своем нелепом проявлении. Геройство, пафос, удаль, мораль, гигиеничность, нравственность, умиление и азарт — ненавистные для меня слова и чувства.Но я вполне понимаю и уважаю: восторг и восхищение, вдохновение и отчаяние, страсть и сдержанность, распутство и целомудрие, печаль и горе, радость и смех».

В музыке сочинения заметно стремление автора заострить, акцентировать столь характерные для писателя противоположности, когда нелепо смешное соседствует с философски трагичным. Цикл состоит из шести номеров, где первый и последний посвящены стремительно уходящему времени, как философской категории. Первый «Вот и Вут час» — почти сюрреалистическая зарисовка (вспоминается знаменитое «Утекающее время» Сальвадора Дали), последний «Хо-ля-ля» — сиволизирует невозможность изменить ход событий, заданный вопрос повис в воздухе, вопрос, зафиксировавший остановку времени, вопрос, на который нет ответа… «Страшная смерть», «Рыжий человек», «Вываливающиеся старухи», «Встреча» — четыре номера, образующих середину, по словам автора «жутковато-абсурдный юмор с элементами хармсовского „хулиганства“». Композитор детально работает над интонационными характеристиками «персонажей», за которыми постоянно ощущается загадочная личность писателя. Сложная, насыщенная звукоизобразительными находками фортепианная партия дорисовывает образ, договаривает несказанное. Композитор «обнажает» резко контрастные образы и душевные состояния, что показательно, поскольку будет многообразно реализовано в последующих сочинениях.

Светлана Нестерова. «Полёт в небеса». Вокальный цикл на стихи Д. Хармса

Исполняют: Мария Людько (сопрано), Светлана Нестерова (ф-но).

Редакция продолжит знакомить читателей с произведениями композитора.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.