www.poezo.ru

Александр Нежигай. Фортепианное творчество

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Фортепианные сочинения Александра Нежигая, как это часто бывает у композиторов, преподающих в музыкальных учебных заведениях, во многом продиктованы его педагогической деятельностью. Данное обстоятельство объясняет образный строй его фортепианных сочинений и программность большинства пьес. Из крупных сочинений отметим Концертино для двух роялей и фортепианную сонату. В целом же, доминируют произведения малой формы.

Такова фортепианная сюита «Музыкальная неделя», которая вышла еще в конце 80-х годов в издательстве «Музична Україна». Семь пьес цикла предназначены для самых маленьких исполнителей, учащихся 1–3 классов ДМШ. Композитор последовательно раскрывает близкий и понятный ребёнку мир образов, простых и конкретных, давая их в доступных и знакомых жанрах вальса, марша, колыбельной. Искренность эмоционального высказывания как нельзя лучше соответствует детскому возрасту. Пьесы созданы автором с учётом пианистического удобства, что делает их использование весьма полезным в обучении фортепианной игре. На этом материале легко осваиваются конкретные технические приёмы, постепенно отрабатываются необходимые пианистические навыки, формируется музыкальное мышление юного музыканта.

С. В. Хананаев в своей диссертации о творчестве А. Нежигая так характеризует стиль композитора: «Фортепианоое творчество А. Нежигая отличает тенденция стилистического коллажа. Оно вдохновлено романтической идеей синтеза искусств, которая, в свою очередь, определяет программность его сочинений. Фортепианные сочинения автора — результат «лабораторных» экспериментов по использованию различных технических способов сочинения, где композитор органически сочетает традиционный интонационный словарь с джазовыми метро-ритмическими приемами, «микстовостью» жанровой основы, музыкальной семантикой театральности, ассимилирует различные стилистические элементы иных музыкальных культур».

Показательны в этом плане два сборника пьес для фортепиано, также адресованные учащимся ДМШ. Педагоги-пианисты найдут здесь разнообразный материал, который можно предложить детям разного уровня подготовки.

Это программные пьесы, яркие жанровые зарисовки, отразившие окружающий мир во всём его многообразии. Композитор мастерски воплощает в музыке остроумные, шуточные, лирические, трогательные образы, используя при этом как элементы привычного музыкального языка, так и экспериментируя в применении средств выразительности. Названия пьес также привлекательны для ребёнка, будят фантазию, легко превращают музыкальный образ в картинный: «Зайцы в огороде», «Лошадки», «Марш», «Утешение», «Моя собака», «Играем джаз», «Прогулка на старом авто», «Преодоление», «Ярмарка». Последняя пьеса, выполняющая роль финала сюиты, — красочное действо, воплощающее пестроту и сутолоку ярмарочного веселья.

Во втором сборнике также немало привлекательной музыки, разнообразной по образному содержанию и нетривиальной по выполнению. В сборнике 24 пьесы, а также фортепианные ансамбли для 4-х и 8-и рук. Исполнение каждой пьесы сопряжено с работой над определенными техническими задачами, с приобретением новых пианистических навыков. Таким образом, автор совмещает развивитие художественно-эмоциональной стороны индивидуальности учащегося и решение определённых методических задач. Следует отметить стремление автора приблизить музыкальный язык пьес сегодняшнему дню, насытив его современными ладо-интонационными звучаниями, элементами джазовой и популярной музыки. Желание осовременить инструктивно-художественный репертуар, вдохнуть новую жизнь в старые привычные формы — одна из заслуг композитора на педагогическом поприще. Таковы миниатюры «Мелодия» и «Художник». Исполняет Ольга Перебоева.

А. Нежигай. Мелодия

А. Нежигай. Художник

Пьесы А. Нежигая для детей написаны с большим пониманием внутреннего мира ребёнка, с умением посмотреть на окружающий мир его глазами. Сознательное обращение к детской теме связано с глубоким пониманием проблем сегодняшнего эстетического воспитания юных музыкантов. И по содержанию, и по форме, и по методам высказывания детская музыка автора готовит будущих музыкантов и любителей музыки к восприятию более сложных серьёзных произведений, способствует формированию художественного вкуса и эстетических взглядов.

Крылатая фраза, приписываемая разным авторам о том, что «для детей надо писать так же, как для взрослых, только ещё лучше», в его творчестве подтверждается практикой: фортепианные произведения А. Нежигая, адресованные юным музыкантам, полностью в русле эстетических концепций его творчества в целом. Более сложная фортепианная музыка нисколько не уступает детской по яркости образов, напору и энергии ритмов, радостному мироощущению и оптимизму. Пример тому — Концертино для двух фортепиано «Праздничное рондо», написанное много лет назад для фортепианного дуэта преподавателей Одесской консерватории Виктора Фрейдмана и Надежды Журавской.

А. Нежигай. Концертино для двух фортепиано

Концертино для 2-х ф-но исполняет дуэт преподавателей Одесской консерватории Виктор Фрейдман и Надежда Журавская.

По вопросам приобретения сборников фортепианных пьес А. Нежигая обращаться на сайты композитора: http://lirics.fo.ru/
http://aleksandrnezhigaj.musicaneo.com/ru/

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.