www.poezo.ru

Композитор Вячеслав Круглик

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

«Духовиков бывших не бывает» — такой шутливый парафраз известного высказывания об офицерах в устах петербургского композитора Вячеслава Круглика звучит очень органично и естественно: его профессиональные занятия музыкой начинались в классе тромбона профессора Б. П. Виноградова в музыкальном училище имени Н. А. Римского-Косакова. Наверное, именно поэтому в своём композиторском творчестве он не обошёл вниманием духовые инструменты с их удивительно красивым и чистым тембром. Внушительный список произведений композитора содержит немалое количество сочинений для духовых: две пьесы для тромбона и фортепиано (1993), пьеса для флейты и фортепиано (1993), Соната для тромбона и фортепиано (1994), Пьеса для флейты, тромбона и вибрафона (1994), «Для трёх флейт» (1995), Трио для тромбонов (1997), Фантазия для кларнета и камерного окестра (1998), Соната для флейты и фортепиано (2002), Соната для кларнета и фортепиано (2011), Концерт для тромбона с оркестром (2012). Душа любого исполнителя-духовика возрадуется такому обилию и разнообразию музыки для духовых, поскольку обновление репертуара современными сочинениями всегда достаточно актуальная проблема. Тщательная профессиональная работа автора с использованием тембров духовых, их немалая роль в общей оркестровой ткани явственно ощущается в партитурах композитора.

Итак, уделив внимание исходной, на наш взгляд, очень важной составляющей профессионального становления автора, отметим, что композицией В. Круглик также начал заниматься в музыкальном училище, где его наставником стал А. С. Нестеров. Далее музыкант продолжил обучение в Петербургской консерватории у замечательного русского композитора Б. И. Тищенко, которого всегда вспоминает с глубочайшим уважением и благодарностью. Гордость за принадлежность к петербургской композиторской школе — общая черта петербургских композиторов, каждый из которых по-своему и по-разному продолжает и развивает её традиции. Дипломной работой молодого автора стала Симфония, премьера которой состоялась на одном из концертов фестиваля Мариинского театра «Новые горизонты», где она прозвучала под управлением Валерия Гергиева.

После окончания консерватории В. Круглик обучался в аспирантуре (2001–2004) и сегодня преподаёт на кафедре оркестрового дирижирования в Санкт-Петербургском университете культуры и искусств, являясь также членом Союза композиторов России и членом правления музыкального фонда Санкт-Петербурга.

Творческая жизнь композитора интенсивна и плодотворна. Внушителен список фестивалей разного уровня: международные музыкальные фестивали «Петербургская музыкальная весна», «Звезды белых ночей», «Молодежные Академии России», «Арена» (г. Рига), «Московский пасхальный фестиваль», «Брасс-вечера в Мариинском», международный фестиваль современной музыки «Новые горизонты», международный музыкальный фестиваль «Земля детей». Музыкант неоднократно принимал участие в конференции «Лаборатория музыкального театра XXI века» в Сочи. Не ограничивая себя рамками определённого стиля, композитор работает в разных жанрах, подчёркивая, что хорошая музыка, отражающая и воспевающая вечные ценности, всегда современна. Опора на крепкие профессиональные традиции петербургской школы сочетаются в его творчестве с интересом к необычным смелым экспериментам.

В 2005 году Мариинским театром был объявлен Всероссийский конкурс для молодых российских композиторов на создание одноактной оперы на гоголевский сюжет. Три сочинения, победившие в конкурсе, составили спектакль, получивший название «Гоголиада». Это оперы «Тяжба» С. Нестеровой, «Шпонька и его тетушка» А. Беспаловой и «Коляска» В. Круглика, завершающая театральное действо. Мировая премьера «Коляски» состоялась 1 апреля 2009 года под управлением Валерия Гергиева.

Сам композитор относит это сочинение к числу своих наиболее значительных произведений. Опираясь на богатые традиции русских композиторов, неоднократно обращавшихся к гоголевской теме, он творчески развивает классические каноны комической оперы, последовательно ниспровергая главного героя, на что направлен весь арсенал выразительных средств. Неизменным успехом у слушателей пользуются колоритнейшие арии главных действующих лиц и ансамблевые сцены. Всеми красками блещет оркестр: смело используются духовые от тромбона до флейты пикколо, эффектно звучат струнные, изобретательно включаются ударные, появляются трудносочетаемые инструменты балалайка и контрафагот. Всё это остроумно раскрывает характеры персонажей, акцентирует забавные и абсурдные ситуациии. Знакомые и привычные уху каждого меломана вокальные фиоритуры, сладкозвучные пассажи арфы сознательно отправляют слушателя в далёкое прошлое: разного рода аллюзии в комическом жанре весьма уместны. Опера «Коляска» находится в репертуаре Мариинского театра по сей день. Столь счастливая сценическая судьба произведения — несомненное свидетельство признания мастерства его автора.

Фрагменты спектакля «Коляска» Мариинского театра. Чертокуцкий — Ядгар Юлдашев. Жена Чертокуцкого — Светлана Чуклинова.

В. Круглик. Ария Чертокуцкого из оперы «Коляска»

В. Круглик. Ария жены Чертокуцкого из оперы «Коляска»

Среди сценических произведений следует отметить также балет «Волшебное кольцо», написанный совместно со Светланой Нестеровой, который был назван среди победителей конкурса Большого театра и Союза театральных деятелей на создание оперного и хореографического произведения для детей и юношества (2008).

Редакция продолжит знакомить читателей с произведениями композитора.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.