www.poezo.ru

Владимир Королевский. Пятая симфония «Вселенная Нино Роты»

Наталья Королевская

Наталья Королевская

Кандидат искусствоведения, доцент Саратовской государственной консерватории им. Л. В, Собинова


28 апреля 2014 года на сцене Большого зала СГК им. Л. В. Собинова в рамках ежегодного фестиваля «На родине И. Я. Паницкого» состоялась премьера Пятой симфонии В. Г. Королевского «Вселенная Нино Роты» для баяна, органа, баритона, флейты-пикколо, флейты, английского рожка, скрипки, виолончели, ударных и Apple MacBook. Это второе сочинение В. Г. Королевского, написанное для солирующего баяна и играющего на нём заслуженного артиста Башкортостана, профессора Саратовской государственной консерватории Владимира Грачёва, ранее ставшего исполнителем посвящённого ему Концерта для баяна и камерного оркестра «Лабиринты» (2006).

Духовная связь этих двух сочинений в творчестве В. Королевского более чем очевидна и обнаруживает себя не только через солирующий баян, который и в той, и другой партитуре предстаёт как абсолютный центр музыкальной «вселенной» — её ведущий голос, олицетворяющий образ героя. Преемственность сочинений проявилась через мифологему лабиринта (отразившуюся в названии Концерта и в стихотворении Х. Л. Борхеса «Лабиринт» в финале Симфонии), а также через связи с музыкой итальянского композитора Нино Роты, стихийно-аллюзийные в Концерте и осознанно-преднамеренные в Симфонии, где использованы музыкальные фрагменты Н. Роты из трёх кинофильмов — «Ромео и Джульетта» Франко Дзефирелли, «Рокко и его Братья» Лукино Висконти, «Восемь с половиной» Федерико Феллини — и Первой прелюдии из цикла «12 прелюдий для фортепиано».

Мир Нино Роты, сконцентрированный в центральных частях симфонии, начиная со второй половины Прелюдии (I) — Юмореска (II), Рокко-канон (III), Восемь с половиной (IV), — заключён в оправу авторской музыки, со своей линией эпического повествования и определяющими точками судьбы героя — начала и конца. Пройдя сквозь лабиринты «вселенной»-жизни, само движение которой передаёт музыка Нино Роты — II — скерцо, IV — марш, обрамляющие ламенто по жизни (III), усиленное плачем небес в начале V части (MacBook) — герой возвращается на круги своя, к осознанию и осмыслению пройденного пути, чтобы услышать суровый приговор. В контексте экзистенциальной трансформации мифологического сюжета о странствиях культурного героя по чужим мирам, глобальной символизации смыслов, эпического склада не просто повествования, но сказания о жизни, включая мемориальную ауру произведения, посвящённого памяти родителей композитора, Нелли и Григория Королевских, простая фабула симфонии обретает масштаб мифа о трагическом одиночестве человека во вселенной.

Текст стихотворения Х. Л. Борхеса «Лабиринт» (V, Борхес):

Дверь не ищи. Спасения из плена
Не жди. Ты замурован в мирозданье,
И нет ни средоточия, ни грани,
Ни меры, ни предела той вселенной.
Не спрашивай, куда через препоны
Ведет, раздваиваясь на развилке,
Чтоб снова раздвоиться на развилке,
Твоя дорога. Судьбы непреклонны,
Как судьи…

В. Королевский. Симфония №5 для баяна, органа, баритона, флейты, флейты-пикколо, английского рожка, скрипки, виолончели, ударных и MacBook.
Дирижёр — Аркадий Шур
Исполнители:
Владимир Грачёв — баян
Владимир Королевский (мл.) — орган
Андрей Потатурин — баритон
Андрей Пантелеев — флейта, флейта-пикколо
Кирилл Смушко — английский рожок
Алла Маркина — скрипка
Анна Грачёва — виолончель
Анатолий Марьенко — литавры
Алексей Чистяков — ударные
Константин Ефремов — ударные
Николай Афонин — ударные
Владимир Орлов — Apple MacBook

В. Королевский. Вселенная Нино Роты

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.