www.poezo.ru

Композитор Нана Эмминиди

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Тихий российский провинциальный городок Сапожок Рязанской области. С характерным для любой российской провинции неспешным темпом жизни, со своей историей и местными знаменитостями. О них повествует документальный фильм канала «Культура» «Сапожковское чудо» из цикла «Письма из провинции». Среди значимых для городка личностей — член Союза композиторов РФ Нана Николаевна Эмминиди, волею судьбы поселившаяся здесь, где спокойствие, тишина, размеренное течение жизни располагают к творчеству.

Её жизнь могла бы послужить основой романа или фильма, поскольку эта трудная печальная история — один из многих наглядных примеров того, каким бесстрастным безжалостным катком прокатился по судьбам сотен тысяч людей распад некогда большой страны, в которой поначалу так удачно начала складываться её профессиональная жизнь.

Нана Николаевна Эмминиди окончила композиторский факультет Тбилисской консерватории в 1982 году. Её педагогом по композиции стал профессор Алексей Давидович Мачавариани — известный в Грузии и Советском Союзе композитор, умело и бережно развивший талант своей ученицы, прививший трудолюбие, усердие, настойчивость в достижении цели. Он весьма лестно оценивал перспективы молодого композитора, называя её «вождём» своего класса. По собственному признанию Наны, творчество А. Мачавариани, равно как и творчество Д. Шостаковича, в определённой степени повлияло и на формирование её собственного стиля. Спустя много лет, в 2006 году Нана с благодарностью посвятила своему учителю пьесу «Воспоминание» для арфы, ударных и струнного оркестра.

Полифонии Нану обучал композитор Арчил Иванович Чимакадзе, секреты оркестровки постигались ею в классе профессора Сулхана Федоровича Цинцадзе. Нана очень серьёзно занималась также в классе фортепиано и достигла в фортепианном исполнительстве значительных успехов. Тем не менее, приоритетом стала композиция, поэтому к получению второго, исполнительского диплома она не стремилась.

Нана серьёзно заинтересовалась творчеством французского композитора, музыковеда и архитектора Яниса Ксенакиса, одного из крупнейших авангардистов послевоенного поколения. Это легко объяснимо: люди такого синтетического таланта всегда притягательны, их изыскания, достижения стимулируют и к собственным поискам. Нана написала большую научную работу под руководством музыковеда Евгения Мачавариани, что стало весьма полезным для формирования творческой личности музыканта.

Список произведений молодого композитора демонстрирует интерес к разным жанрам. Это Соната для фортепиано и Вариации для фортепиано, которые Нана сама же исполнила. Это «Гимн Афродите» на текст Сафо для смешанного хора и четыре хора «О диком цветке» на стихи греческого поэта К. Хиотаки, где находит современное преломление национальные особенности греческой музыки. Это и симфоническая музыка — «Речитатив», «Прелюдия», «Концерт для симфонического оркестра».

Профессиональная жизнь Наны складывалась очень успешно, она преподавала в школе-десятилетке при консерватории, выступала с концертами, как пианистка, исполняя концерты И. С. Баха, Р. Шумана, Э. Грига, вступила в Союз композиторов Грузии. Однако нередко талантливому человеку судьба посылает испытания, проверяя его на прочность характера, силу таланта, преданность профессии. Нана испытание выдержала, но какой ценой: её сразила тяжёлая болезнь, она перенесла несколько хирургических операций, последствия врачебной ошибки, в результате которых на время теряла слух, зрение, оставалась обездвиженной. Последствия болезни оказались во многом необратимыми: сегодня Нана, в прошлом крепкая пианистка, может играть только левой рукой.

Сложная политическая ситуация, нестабильность в Грузии заставили музыканта покинуть страну. Сразу этого сделать не удалось, поскольку Нану подстерегало ещё одно несчастье: автомобильная авария, в которой погибли родственники, супруг, самой же ей снова пришлось долго приходить в себя, учиться жить заново. В 2002 Нана переехала в Ставрополь, где некоторое время прожила у родственников. Музыка, тем не менее, несмотря на все трагические события, по собственному признанию Наны, никогда её не покидала, даже в самые тяжёлые периоды болезни. Так, например цикл пьес «Московские зарисовки» (1986) — сочинение, которое родилось в состоянии полной глухоты.

Нана много писала для симфонического оркестра в надежде, что произведения будут звучать. Таковы симфонические произведения «Пастораль»(2001), «Три греческие миниатюры»(2003), «Пробуждение нимфы» (2004), «Серенада» (2006), исполненные оркестром Ставропольской филармонии под руководством дирижёра А. Абрамова. Тогда же были написаны хоровые произведения на стихи С. Есенина «Гой ты, Русь, моя родная…», «Там, где вечно…», которые исполнил камерный хор Ставропольской филармонии под управлением Т. Середы.

В 2010 году желание перебраться в Москву снова позвало её в дорогу. Но и тут вмешались обстоятельства, и волею судьбы Нана задержалась в Сапожке, небольшом провинциальном городке, со своей историей и особым настроением. Да так и осталась по сей день: здесь ей хорошо работается, природа, уединение способствует рождению новых идей. К сожалению, состояние здоровья не позволяет ей часто бывать в Москве и других крупных культурных центрах, а между тем, общение с коллегами, музыкальные премьеры, интересные концерты ей жизненно необходимы.

Все эти годы Нана много и плодотворно работает. Появляются новые произведения разных жанров: два Сонета для фортепиано «Минута» и «Мысли», сказ «У озера» для скрипки и фортепиано, «Свобода миру» на стихи поэтов Африки, для голоса и симфонического оркестра, хоровые сочинения «Из рязанской прибаутки», слова народные, «Берёза» на стихи И. Будко, «О, Грузия, восстань» на собственные стихи, «Ave Maria» с текстом католической молитвы, «Мольба» на стихи М. Лермонтова, «Мать воина» на стихи К. Шеворакова, вокальные сочинения «Она не гордой красотою…» на стихи М. Ю. Лермонтова, «Не пой красавица при мне…» и «Цветок» на стихи А. Пушкина и др.

Композитор подчёркивает, что образное содержание её сочинений, особенности языка связаны с двумя периодами жизни и творчества: до трагедии и после неё. В ранний период в её творчестве преобладала музыка энергичная по характеру, с яркими кульминациями, зачастую с пафосом в выражении музыкальной мысли. В дальнейшем, после жизненных испытаний, борьбы за выживание и бытие в нашем очень непросто устроенном земном мире, пришла зрелость, появилось другое понимание, глубина авторского высказывания. Нана вслушивается в сам процесс зарождения музыкальной мысли, музыкального ощущения, отсюда течение музыки стало более уравновешенным, работа над произведением более вдумчивой, с вниманием к деталям. Такова, например, «Серенада» с её тонким лиризмом, любованием чудесными мелодическими изгибами, неспешным рождением красочных оркестровых пластов.

Жизнь Наны сложилась так, что будучи русской по рождению, она была принята в греческую семью, выросла и получила образование в Тбилиси, а теперь уже много лет живёт в России. Поэтому в разных сочинениях мы найдём у неё и черты грузинского мелоса, и стилизацию греческой музыки, и опору на русскую песенность. Очаровательна оркестровая сюита из трёх контрастных пьес «Греческие миниатюры».

Своеобразны два хора на стихи С. Есенина «Там, где вечно…» и «Гой ты, Русь, моя родная…». Вживание в поэтический текст, созвучный мироощущению композитора, стремление автора, чей музыкальный язык синтезировал интонационный строй разных культур, воплотить есенинский характер поэтического переживания, дало очень интересный по звучанию, не лишённый некоторых аллюзий результат.

Оркестровая палитра партитур Наны Эмминиди достаточно богата, красочна, однако невозможность предложить свои сочинения большим симфоническим оркестрам естественным образом корректирует замыслы композитора. Мечта любого творца — быть услышанным. В случае с Наной этому существует достаточно много препятствий: состояние здоровья, жизнь в маленьком городке, удалённом от крупных музыкальных центров, отсутствие материальных возможностей и пр. Поэтому в последние годы автором создаётся больше камерных, хоровых и вокальных произведений, которые несколько лет назад были исполнены на авторском концерте в Рязанском музыкальном колледже силами его студентов и педагогов, а также самой Наной.

Вспоминается австрийский пианист Пауль Витгинштейн, потерявший во время первой мировой войны правую руку, для которого композиторами-современниками был создан целый репертуар, чтобы он смог продолжить карьеру пианиста, играя левой рукой. Нана Николаевна, удивляясь сама себе, приняла участие в концерте, играя левой рукой свои сочинения, с полноценной двуручной фактурой, написанные ею для обычных пианистов. Мужество, желание жить, созидать, быть полезной и востребованной творит чудеса.

Если бы молодая и здоровая часть профессионального сообщества помогла композитору Нане Эмминиди в самых элементарных вещах — компьютерном наборе нотных текстов, в приобретении ноутбука, в издании партитур, хоровых и вокальных произведений, сборников инструментальных пьес, думается, это дало бы возможность композитору предлагать свои произведения концертирующим исполнителям, профессиональным хорам и хорошим оркестрам.

Во всяком случае, таковы мечты Наны Николаевны Эмминиди.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.