www.poezo.ru

Русская роговая капелла

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

На этот необычный звук, который уловило наше коллективное музыкантское ухо в зале университета им. Герцена, потянулись все участники нашей конференции и застыли в фойе, не в силах оторваться от увиденного и услышанного. Расположившиеся в фойе музыканты Русской роговой капеллы не удивились: гипнотизировать слушателей чарующим звучанием своего оркестра им не привыкать. Чистый натуральный тембр рога, гармоничное звучание нескольких инструментов впечатляют любого, кто хотя бы раз соприкоснулся с этим российским феноменом.

Во второй половине XVIII века при дворе гофмаршала С. К. Нарышкина, реализуя его прихоть, придворный музыкант, валторнист Ян Антон Мареш создал роговой оркестр или, как тогда его называли, «роговой хор», где каждый музыкант извлекал из инструмента только один звук — так устроен рог. Интересно, что в Европе все попытки создать нечто подобное и заставить охотничий рог играть в оркестре не увенчались успехом. Наверное, это легко объясняется отсутствием в Европе крепостных музыкантов, от которых добиться любой поставленной задачи было гораздо проще. Технически играть в таком оркестре сложно, поскольку каждый музыкант должен высчитывать паузы и вступить со своей единственной нотой в нужный момент. С другой стороны: только в результате долгих репетиций, кропотливой работы вместе с другими простой неграмотный крестьянин мог почувствовать тот самый замеченный в русском характере кураж, поскольку играл м у з ы к у, которую на одном роге исполнить невозможно. «В том слухи нежные приятности сыскали», как написал в своей оде «На изобретение роговой музыки» М. Ломоносов. Сыскали, вероятно, и те кто слушал, и те, кто изрядно потрудившись, исполнял.

Назначение же роговой музыки XVIII века как праздничной, парадной, парковой, сопровождающей водные прогулки царского двора во многом перекликается с европейской традицией того времени: вспомним «Музыку на воде» Г. Ф. Генделя или его же «Музыку фейерверка». Однако самобытность звучания рогового оркестра выгодно отличала его от обычного европейского тембрового набора эпохи барокко. Тем не менее, как всё особо модное, роговая музыка к середине XIX века надолго утрачивает своё значение, возродившись лишь к концу столетия в эпоху царствования Александра III и просуществовав почти до конца правления Николая II, преимущественно обслуживая нужды императорского двора.

И только в 2002 году в Санкт-Петербурге творческим энтузиазмом художественного руководителя капеллы Сергея Николаевича Песчанского традиция русской роговой музыки была успешно восстановлена и усовершенствована. Русская Роговая капелла возродилась в РГПУ им. Герцена, который расположился в бывшем особняке графа К. Г. Разумовского — большого любителя роговой музыки, чей оркестр в своё время был одним из лучших в Петербурге, и это символично, что спустя столько лет, именно в этих стенах мы услышали этот удивительный «роговой хор». Сегодня он звучит не только здесь, но и в лучших концертных залах Санкт-Петербурга, на пленере Царского Села и Петергофа, летними вечерами его можно услышать в городе «на воде» — капелла бесспорно является одним из украшений севереной Пальмиры. Коллектив много гастролирует, выступая с концертами в разных городах России, а также в ведущих странах Европы. В репертуаре коллектива народная, духовная, классическая русская и западноевропейская музыка.

Русская роговая капелла — яркий сложившийся коллектив единомышленников. Все музыканты имеют консерваторское академическое образование: окончив факультет духовых инструментов, на котором игре на роге не учат, в своём оркестре они играют на нескольких рожках попеременно в течение одной пьесы. Сегодня оркестр играет не только собственный оригинальный репертуар, но выступает и с солистами-вокалистами, солистами-духовиками, с хором. Возродить из небытия давно забытое искусство, органично встроить его в культурный контекст современности дано не каждому. Любое большое дело требует подвижнического труда. Сергей Песчанский безусловно подвижник. Вдумчиво изучить сохранившиеся документы и музейные экспонаты, посоветоваться со специалистами, изготавливающими музыкальные инструменты, а потом взять и свернуть бумагу определённым образом, получив макет первого рога, упростив конструкцию, сделать латунные образцы в мастерской — вот так, нетривиально и настойчиво человек убеждённый идёт к своей главной цели, преодолевая препятствия, находя сподвижников, восстанавливая пласт исконно русской культуры и творя настоящее!

Сергей Николаевич — человек, имеющий своё особое чувствование этого инструмента, считающий, что в естественном звуке рога есть, как он говорит, «нечто боговдохновенное». Добиваясь нужного звучания оркестра, он вдохновляет музыкантов образом колокола, долгий звук которого обладает множеством оттенков: создать образ колокола внутри себя и держать этот звук, передавая его через рог. То есть не играть звук, а создать его в себе и отдать слушателю… Это не только продуманная, но и прочувствованная философия исполнительства даёт свой замечательный результат — слушатели ощущают себя причастными к чуду!

Фрагменты выступлений Русской роговой капеллы

Фрагмент концерта в БФЗ им. Шостаковича 28 мая 2011 года.

1. Неизвестный автор XVIII века. Allemanda

2. Г. Пёрселл. Andante

3. Марш Лейб-гвардии Кирасирского полка

4. Ж. Б. Арбан. Венецианский карнавал

5. Дж. Каччини-В. Вавилов. Ave Maria

 

Русская Роговая Капелла в БЗФ. Фрагмент концерта

Русская роговая капелла. Егерский марш

Русская роговая капелла. Дж. Россини. Фрагмент увертюры к опере "Вильгельм Телль"

Русская роговая капелла.Марш Лейб-гвардии Преображенского полка

Русская роговая капелла. Л. Денца. Funiculi Funicula

Русская роговая капелла. М. Глинка. Хор "Славься" из оперы "Жизнь за царя"

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.