www.poezo.ru

Концерт «Шедевры вокальной музыки»

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Проблема необходимости развития тембрового слуха в цикле музыкально-теоретических дисциплин у вокалистов до настоящего времени не отражена ни в учебных программах, ни в специальной литературе. Между тем, для певцов очень важна способность как различать оттенки и нюансы тембровой окрашенности вокального исполнения, так и чуткость к выразительности инструментальных тембров. При недостаточном навыке их распознавания возникают трудности «ориентации» в музыкальном пространстве произведения, особенно при пении в полный голос и звучании оркестра на форте. В подобной ситуации, по наблюдениям музыкантов, вокалист перестаёт себя слышать адекватно, и единственным ориентиром являются тембры музыкальных инструментов.

Кроме того, процесс обучения по специальности и в классе сольфеджио проходит в условиях монотембра — под аккомпанемент фортепиано. Поэтому, студенты оказываются не готовыми к тому, что они услышат при пении с оркестром. Об этом убедительно пишет автор недавно вышедшей книги (Алина Ротенберг. Музыкальный компромисс. Изд-во «Композитор», СПб, 2011), пианистка, всю жизнь проработавшая с оперными певцами).
Почувствовать тембр инструмента рядом, в непосредственном взаимодействии даёт возможность работа над вокальными произведениями с солирующими инструментами. Особую ценность представляет пение со струнными инструментами, выделяющимися среди всех других своими возможностями играть legato. Недаром Ф. Шаляпин вспоминал, что петь учился у виолончели.

При работе над такими произведениями обращаем внимание на различные типы соотношений вокальной и инструментальной партий. Они сложились исторически. Первый тип — дублирование: в унисон, в октаву, в терцию и сексту. В музыке первой половины XVIII века были популярны «унисонные арии», в которых инструментальная дублировка вокальной партии осознавалась как средство украшения звучания, инструментальный тембр выполнял колористическую функцию. Другой тип взаимодействия голоса и инструмента — «соревнование» или по виртуозности, или по выразительности вокального и инструментального тембров в их сопоставлении и контрастности.

Работа над каждым из перечисленных типов вокально-инструментального взаимодействия ценна развитием важных практических навыков. Произведения, в которых дублируются вокальная и инструментальная партии, развивают чувство унисона. Здесь вокалист должен подстроиться по тембру к инструменту или же почувствовать тембровую инструментальную «подсветку» (в нашем концерте такой тип соотношения голоса и инструмента представлен обработкой дуэта Мендельсона для голоса, скрипки и ф-но).



Произведения, в которых голос и инструмент равноправны по виртуозности, трудны для исполнения прежде всего в техническом отношении: в обеих партиях тематический материал часто совпадает, применяются приёмы имитационной полифонии (в нашем концерте — это ария с двойной каденцией Алессандро Скарлатти из кантаты для сопрано, облигатной флейты и клавира).

При сохранении вокального и инструментального своеобразия партия инструмента появляется в перекличках или образует второй, контрапунктирующий голос. В этом случае должен возникнуть дуэт вокального голоса и солирующего инструмента. Два солиста демонстрируют богатство выразительности своего голоса или инструмента и в то же время «плетут» единую мелодическую нить, бережно передавая ее друг другу (в концерте это и обработки дуэтов из Stabat mater Перголези, и обработки романсов Римского-Корсакова, Дворжака, Сен-Санса, Форе, Кюи, Рахманинова, Пуленка).

Думаю, что нет сомнений в том, что произведения с солирующими инструментами являются благодатным материалом для развития тембрового слуха и должны войти в учебный репертуар в курсе сольфеджио. К сожалению, оригинальных произведений такого рода не так много, поэтому можно обогатить репертуар обработками романсов русских и зарубежных авторов, что и нашло претворение в концерте вокалистов СПбГК.

Г. Гендель. Ария Ромильды из оперы «Ксеркс» — М. Бояркина, Г. Тадтаев, А. Чесовская

А. Скарлатти. Ария из кантаты для голоса и облигатной флейты — М. Суруда, А. Комарова, В. Салихова

Дж. Перголези. Stabat mater, № 1 — А. Батурина, Г. Тадтаев, В. Салихова

Дж. Перголези. Stabat mater, № 12 — М. Саруханян, Г. Тадтаев, В. Салихова

Ф. Мендельсон. Дуэт «Herbstlied» — С. Шевченко, Г. Тадтаев, В. Салихова

С. Рахманинов. У моего окна — А. Игонина, Г. Тадтаев, А. Чесовская, М. Есаулова

К. Сен-Санс. Печаль — Д. Ознобихина, А. Чесовская, М. Есаулова

Ф. Пуленк. Проводы любви — В. Макаренко, Г. Тадтаев , В. Салихова




Подробнее см.: Т. А. Литвинова. О развитии тембрового слуха у вокалистов // Современное музыкальное образование — 2010: Материалы Междунар. науч.-практ. конференции. — СПб.: Изд-во «Лема», 2011. — С. 98–101.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.