www.poezo.ru

Международный фестиваль «Земля детей». Сказка Д. Хармса для чтеца, маленького мальчика, маленькой девочки и симфонического оркестра

Елена Копий

Елена Копий

Музыковед, главный редактор

Художественная притягательность северной столицы для индивидуума творящего, думающего и чувствующего естественна, понятна и объяснима, поскольку историко-культурные и музыкальные традиции города богаты и разнообразны. Усилиями многих людей эти традиции сохраняются, приумножаются, рождаются новые, вовлекая в процесс следующие поколения. Международный Фестиваль «Земля детей», который проводит Союз композиторов Санкт-Петербурга при поддержке Комитета по культуре и Музыкального фонда Санкт-Петербурга яркое тому подтверждение. Это настоящий праздник, объединяющий композиторов и музыкантов-исполнителей самого разного возраста, как маститых, так и начинающих. Фестиваль демонстрирует с одной стороны приверженность традициям, преемственность поколений, с другой — открытость всему новому, необычному, яркому, смелому.

Организаторы 24-го фестиваля, композиторы Союза подготовили слушателям несколько программ, каждая из которых представляла проект, раскрывающий определённую тему. Открывал фестиваль проект С. Слонимского «Веселые и грустные, страшные и смешные приключения», где композитор не только сам вёл концерт, но и представил свои новые фортепианные сочинения для детей, а также импровизировал на заданные публикой темы.

Следующий проект «Частушки, сиртаки, лезгинка, кадриль» знакомил слушателей с музыкой композиторов Н. Волковой, М. Журавлёва, Н. Мажары, В. Круглика и других, созданной с опорой на песенные и танцевальные жанры разных народов, что весьма полезно и познавательно для сегодняшних детей. В зале академической хоровой капеллы воплотился проект Парад хоров, в котором прозвучала классическая и современная музыка в исполнении петербургских детских и юношеских хоровых коллективов.

В проекте «Безумное чаепитие», который его авторы назвали музыкально-гастрономическим представлением, слушатели познакомились с сочинениями О. Петровой, И. Цеслюкевич, С. Баневича, Е. Петрова и других композиторов. Не менее интересен вечер «Наши сказки», в котором были представлены сочинения совсем юных и молодых композиторов — учеников и студентов по классу композиции Ж. Л. Металлиди, И. В. Цеслюкевич, С. В. Лавровой, Д. Р. Мазитовой, А. В. Танонова, С. В. Нестеровой, Н. Ю. Мажары, Е. В. Петрова. Завершился фестиваль весёлым музыкально-театральным представлением «Кот-Дог».

Несколько подробнее остановимся на проекте «Айда в кино», который был представлен в Малом зале филармонии. Афиша анонсировала Сказку и музыку к фильмам существующим и воображаемым. За последнее слово хочется зацепиться с особой благодарностью к авторам проекта, поскольку именно воображение — это то, чего так не хватает сегодняшним детям. Получая легко и просто готовые картинки, видеоряд, имея перед глазами телевизор, дисплей, монитор, планшет с разнообразными и не всегда высокохудожественными графическими решениями, современный ребёнок нередко впадает в ступор, когда ему предлагают фантазировать, что-то представить, нарисовать самому, охарактеризовать словесно и т.п. Собственно, и другие программы фестиваля направлены на пробуждение фантазии ребёнка. И это невозможно переоценить, этот труд никогда не бывает лишним или чрезмерным и рано или поздно прорастает удивительными цветами новых ярких имён в искусстве. В концерте прозвучала пьеса для струнного оркестра А. Танонова «Мульти-пульти», увертюра-фантазия на мотивы из кинофильма «Республика ШКИД» С. Слонимского, новые версии популярных мелодий из кинофильмов и мультфильмов разных композиторов.

Но венцом вечера бесспорно стала «Сказка» для чтеца, маленького мальчика, маленькой девочки и симфонического оркестра. Коллективное сочинение к воображаемому мультфильму на текст Даниила Хармса. Четыре композитора — Светлана Нестерова, Игорь Друх, Сергей Смольянинов и Леонид Резетдинов, сотворившие «Сказку», великолепно воплотили ироничный дух хармсовской прозы, его вывернутый наизнанку мир парадоксов, весело, естественно и непринуждённо доведённых до абсурда. Можно много дискутировать на тему, насколько это детская литература, чем периодически занимаются как критики, так и родители, пытаясь проникнуть в хармсовское зазеркалье, но в таком остроумном прочтении это безоговорочно детский вариант! Невозможно усомниться в этом, слушая фортепианные откровения Мальчика — Ильи Круглика, упрямо пресекаемые ударами тарелок Девочки — Анечки Круглик! Выразительнейшие интонации чтеца, красочный во всём своём тембровом разнообразии оркестр — всё чудесным образом сложилось в этом ансамбле взрослых и детей, сложилось именно так, как и должно быть не только в сказке, но и в жизни. Потому, что взрослые, обитающие на Земле детей, навсегда остаются немножко детьми. Потому, что дети, столь естественно живущие, вырастающие, взрослеющие в искусстве, не могут не получиться настоящими взрослыми людьми.

Сказка

С. Нестерова. «Ванина сказка №1», С. Смольянинов. «Король и королева», С. Нестерова. «Ванина сказка №2», И. Друх. «Разбойник и лошадь», С. Нестерова. «Ванина сказка №3» Л. Резетдинов. «Кузнец и молоток», С. Нестерова. «Ванина сказка о себе».
Чтец — В. Гордиенко, Мальчик — И. Круглик, Девочка — А. Круглик. Оркестр СПбгК, дирижер — А. Штейнлухт.
06.11.2013 Санкт-Петербург, Малый зал Филармонии, Международный музыкальный фестиваль «Земля детей»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.