www.poezo.ru

Ансамбль синтезаторов в ДШИ. Из истории вопроса

Ирина Шатина

Ирина Шатина

Преподаватель

Ансамбль синтезаторов в программе в ДШИ — один из предметов учебного цикла. Наш контингент — это, в основном, учащиеся общеобразовательных школ. Поэтому мы, педагоги дополнительного образования, работая с тем же контингентом, что и средняя школа, не можем находиться в стороне от новых тенденций, формирующих учебную деятельность в современной школе. А тенденции эти лежат в русле формирования новой информационной культуры мышления. Можно говорить о возникновении за очень короткий период глобальной сети сохранения, передачи и обработки информации, сети, охватившей практически все человечество. Мир незаметно перешел в область высоких технологий, которые формируют цивилизацию, культуру и образовательный процесс. Общеобразовательная школа чутко реагирует на новые тенденции в обществе, широко внедряя в учебную работу компьютерные технологии. С некоторым опозданием включается в этот процесс система дополнительного образования. Это парадоксально, но факт, поскольку аппаратура, предназначенная для записи и воспроизведения звука появилась достаточно давно.

Упомянем о создании французом Эдуардом де Мартенвиллем звукозаписывающего устройства фоноавтографа, запатентованного в 1857 году и создание Эдисоном в 1878 году фонографа, который, в отличие от фоноавтографа, не только записывал звук, но и воспроизводил записанное, хотя значение этих открытий для человечества трудно переоценить.

А вот после того, как в 1906 году был использован аудион (триодный ламповый усилитель), позволяющий работать с электрическим сигналом, у композиторов и изобретателей появилось желание использовать новые открытия (технологии) в музыкальном искусстве для создания электромеханических и электронных инструментов, среди которых прародитель синтезатора терменвокс. Русский изобретатель Лев Термен, экспериментируя со звуком, в начале 20-х годов прошлого века создал этот удивительный инструмент. Его особенность состоит в том, что исполнитель не прикасается к нему, а лишь совершает определённые движения руками вокруг антенн. Отсюда необычный, «неземной» тембр терменвокса, глубокий и певучий.

Ферруччо Бузони одним из первых музыкальных деятелей увидел в этих событиях ростки музыки будущего — электронной музыки и приветствовал ее в трактате «Эскиз новой эстетики музыкального искусства», сравнивая с юным ребенком, «над которым не властен закон гравитации», настолько он необычен. Но властен закон роста и развития, добавим мы.

В 20 веке электронная музыка прошла большой путь развития. Ею занимались изобретатели и музыканты самых разных стран. В историю вошли такие имена, как Пьер Шеффер, Пьер Анри, Эдгар Варез, Карл-Хайнц Штокхаузен, Джон Кейдж, Янис Ксенакис и другие.

По мере совершенствования технологий, доступности электронных музыкальных инструментов, электронная музыка становится всё более массовой, демократичной и разнообразной с точки зрения направлений и стилей, нередко интегрируясь в основные жанры.

Сегодня электронная музыка заняла весьма обширную нишу в музыкальном искусстве. Без использования электронных технологий не проходит ни один концерт, не может быть проведена звукозапись в студийных условиях. Не без помощи компьютерных технологий создают свои опусы современные композиторы, причем как композиторы-электронщики, профессионально работающие с электронным звуком, так и приверженцы академических жанров, создающие произведения в музыкально компьютерных программах и печатающих симфонические партитуры в нотных редакторах.

Таким образом, музыкальное творчество всегда являло собой благодатную почву для эксперимента и внедрения новых технологий. Остается удивляться, почему с таким трудом электронная музыка пробивает себе дорогу в системе музыкального образования. ДМШ и ДШИ зачастую стоят в стороне от новых технологий, время от времени вливаясь неким притоком в широкое русло реки под названием «Новые информационные технологии»

Медиа ресурсы с успехом используются на уроках музыкальной литературы (что выражается в создании электронных пособий для учащихся: разрабатываются викторины, создаются электронные справочники, создаются мультимедийные проекты и презентации по творчеству композиторов) Очень благодарный предмет для применения цифровых технологий — сольфеджио, где они помогают педагогу в процессе развития слуха.

Музыкальное обучение — это именно та почва, на которой должны развиваться новые технологии, и это обусловлено гносеологически, поскольку именно музыканты одними из первых использовали новейшие достижения в области экспериментов с электрическими волнами.

Продолжение следует.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.