www.poezo.ru

Некоторые аспекты в работе над развитием техники в фортепианном классе ДМШ

Татьяна Ряхина

Татьяна Ряхина

Преподаватель

Многие замечательные пианисты-педагоги писали о различных аспектах технического развития учащихся. Среди них Г. Г. Нейгауз, И. Гофман, Е. М. Тимакин, В. В Листова, Е. Либерман и другие. И действительно, каждый раз, изучая с учеником то или иное виртуозное произведение, постоянно сталкиваешься с разными трудностями. Поэтому эта проблема и сегодня остаётся актуальной.

Когда говорят о фортепианной технике, то имеют в виду умения, навыки, приёмы игры на инструменте, с помощью которых исполнитель добивается нужного художественного, звукового результата. Техника не может существовать вне музыкальной задачи. Главное для музыканта-художника — это создание музыкального образа, а техника в этом главный помощник.

Важным моментом технического развития является обеспечение условий для аппарата, при которых он сможет наилучшим образом выполнить необходимую музыкальную задачу.

Технические неудобства обедняют художественную сторону исполнения и тормозят дальнейшее развитие ученика. Частыми недостатками в игре являются поднятые плечи, напряжённые мышцы спины, шеи, лица, скрытые напряжения при извлечении звука. Если изначально не обратить на них внимания, то это войдёт в привычку и может стать основой неправильного приёма фортепианной игры.

Иногда педагоги недооценивают работу над техническими упражнениями, считая, что она уведёт учащегося от музыки. В итоге ученик не получает необходимой базы для исполнения более сложного репертуара.

Для воспитания технических навыков учащегося педагогу следует знать природные возможности пианистического аппарата ученика, уметь анализировать состояние юного музыканта, понимать что именно ему мешает, какие движения вызывают неудобства.

В этой работе рассмотрены лишь некоторые вопросы технического развития. В процессе обучения учащиеся всё время накапливают знания, приобретают навыки, находят формы технической работы. Любое новое произведение ставит перед ними иные технические задачи. Однако важно отметить, что нельзя рассматривать работу над техникой как нечто «самодовлеющее». Она используется для реализации исполнительского замысла, воплощения эмоционального содержания произведения. Не существует техники ради техники. Пианист, овладев ею, может распоряжаться техническими возможностями как средствами художественной выразительности.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.