www.poezo.ru

Концерт как одна из форм обучения музыкальной грамоте в ДМШ

Ольга Проценко

Ольга Проценко

Преподаватель

Часто ли нашим детям аплодируют на уроках сольфеджио? Никогда!

А творческое волнение учащихся и родителей перед уроком сольфеджио? Редко? И, наконец, — концерт. Это не оговорка, а настоящий концерт, со всеми его атрибутами — волнением, переодеваниями во всех закутках школы и т.д., но самое важное действо происходит в концертном зале музыкальной школы, где есть сцена и очень хорошие слушатели, ведь они аплодируют!

Такая форма концерта объединяет теорию и практику в ДМШ, т.е. знание системы музыкального языка и его практического воплощения в исполняемых произведениях.

Может возникнуть вопрос:, а зачем такая форма? Ведь есть уже устоявшееся и хорошо себя зарекомендовавшее мероприятие — олимпиада.

Вкратце об олимпиадах, в которых мы принимаем участие.

Во-первых, для хорошего ее проведения необходим оргкомитет. Он приглашает жюри, заботится о помещениях для проведения олимпиады и размещения участников. Планирует дату и время вручения дипломов. Весьма серьезная и трудоемкая работа.

Во-вторых, цель многих олимпиад — выявление одаренных детей.

В- третьих, оплата соответственно статусу мероприятия.

В-четвертых, подведение итогов и томительное ожидание результатов.

Концерт в этом плане выгодно отличается рядом особенностей. Концерт — это более мобильная форма, не требующая создания оргкомитета, работы жюри. В нем участвуют все дети, т.к. нет необходимости исполнять целое произведение. Материальных затрат нет, что весьма приятно. Ждать результатов не надо. Благодарная аудитория не скупится на одобрение, подбадривание и аплодисменты.

Каждый номер концерта — это презентация учащимися какого-то элемента музыкальной грамоты, где в неразрывном единстве раскрываются теоретические положения, формальные признаки и художественное содержание. Элементы теории исполняются на музыкальных инструментах (баян, гитара, фортепиано, скрипка и т.д.), превращая эти элементы в музыкальные интонации, которые типологизируются по известным основаниям.

Вот этим исполнительским моментом концертная форма принципиально отличается от олимпиады.

Разве глубокие знания, разнообразные умения и приобретенные навыки не достойны высоких похвал и аплодисментов?

Конечно, как к любому публичному выступлению, к концерту нужно готовиться, репетировать. Желательно попытаться создать концертную ситуацию, то есть «обыграть» основные моменты концерта на публике (другая группа по сольфеджио, приглашенные преподаватели). Могут возникнуть и возникали «сюрпризы» на концерте. Кто-то из учащихся не осознал, не связал нотный знак с звуковысотным пространством или временной организацией музыки. Некоторые ребята «зажались» — психологическая проблема.

Поэтому такие репетиции необходимы, они помогут и более правильному «распределению ролей» с учетом индивидуальных психологических особенностей.

В нашей практике преподавания сольфеджио нередко встречается ошибка: это отрыв теоретических знаний от художественного образа. Ведь ребенок воспринимает мир, прежде всего, как единое целое. Не случайно, споткнувшись при исполнении пьесы, он начинает все сначала. На основании этого целостного восприятия мы должны строить наше обучение музыке. Показывать значимость элементов (теоретических в том числе), их роль в музыкальном целом. Поэтому мы не погрешим против анализа, синтезируя элементы теории с прекрасным художественным целым.

На нашем концерте художественное целое, конечно, более скромное по масштабам, в силу возраста учащихся и задач мероприятия. Это может быть музыкальная интонация, но интонация очень яркая, мощно заряженная выдающимися композиторами. Например: Л. Бетховен, начало 5 симфонии До минор, В. Моцарт, начало 40 симфонии соль минор, С. Рахманинов, начало 3 концерта ре минор, И. С. Бах, концерт ре минор.

Тезаурус величайших музыкальных интонаций велик. Если элементы теории музыки переплавить в художественные средства, то данные элементы обрастут ощущениями и соответствующими музыкальными переживаниями, что будет являться реальной базой оперирования этими знаниями в дальнейшем.

Конечно, неоценимую помощь в проведении такого мероприятия должны оказать родители. Они помогают смастерить демонстрационный материал для выступления. Дети осуществляют поиск и воплощают в материале тот элемент музыкальной грамоты, который они будут представлять на концерте. И, что интересно заметить, одни и те же элементы выполнены из разных материалов (пластилин, рисунок на бумаге, картон, дерево). Здесь есть над чем задуматься преподавателю.

В заключение хочется перечислить, на наш взгляд, те существенные значения, которые присущи концерту как форме обучения музыкальной грамоте.

1. Концерт активизирует творческие способности учащихся.

2. Концерт придает особую значимость знанию элементов музыкального языка.

3. Концерт — совместное действо детей и родителей.

В данной работе мы не приводим конкретных сценариев концертов, т.к. по мнению многих выдающихся педагогов, важно передать основные идеи, а конкретные методы реализации этих идей воплощаются каждым педагогом самостоятельно.

ЛИТЕРАТУРА

1. Букатов В. М., Ершова А. П. Я иду на урок. — М., Первое сентября, 2002, 224с., илл.

2. Дарваш Г. Книга о музыке. — М., Музыка, 1983, 446с., нот…

3. Медушевский В. Интонационная форма музыки. — М., Композитор, 1993, 262с…

4. Назайкинский Е. Звуковой мир музыки. — М., Музыка, 1988, с. 254, нот…

5. Элементарное воспитание по системе Карла Орфа. — М., Советский композитор, 1978, 368с., нот…

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.