www.poezo.ru

Ф. Пуленк. «Утренняя серенада». Хореографический концерт для фортепиано и восемнадцати инструментов. Опыт исполнительского анализа

Надежда Орёл

Надежда Орёл

Преподаватель

К середине 20-х годов Франсис Пулек обретает творческую индивидуальность, собственный почерк, художественный вкус. Стилистика этого периода тяготеет к неоклассицизму, которому тогда отдали дань многие современники композитора, писавшие для балетной труппы «Русский балет С. Дягилева»: И. Стравинский, Д. Мийо, Ж. Орик, С. Прокофьев. С. Дягилев заказал Пуленку балет «Лани», который был написан композитором с включением вокально-хоровых номеров, что свидетельствует о желании автора к поискам новых выразительных средств в отражении темы и новациям в классическом жанре.

Другое сочинение — хореографический концерт «Утренняя серенада» представляет интерес для изучения и анализа как единственное в своем роде произведение, синтезировавшее в одно целое, казалось бы, трудно соединяемые жанры. Выявление особенностей жанра балет-концерт и исследование исполнительских проблем, является актуальными задачами современного исполнительства.

«Утренняя серенада» была написана в 1929 году по заказу поэтессы де Ноай. Балет-концерт, предназначенный для праздника, впервые был представлен в её доме. Произведение для фортепиано и восемнадцати инструментов можно назвать первым сочинением в жанре хореографического концерта для фортепиано. Синтез одночастного фортепианного концерта и одноактного балета оригинален и показателен для того времени, поскольку 20-е годы изобиловали всевозможными жанровыми экспериментами.

Сценарий для «Утренней серенады» написан самим композитором по мотивам античного мифа об одиночестве Дианы — богини Луны, лесов и охоты, дочери Зевса и сестры Аполлона. Балет задуман как чисто «женский», т. е. предназначен исключительно для танцовщиц. Действие начинается на рассвете летнего дня и заканчивается на рассвете следующего. Возмущённая законом богов, осуждающим её на вечную девственность, Диана бунтует против такой участи. В утешение подруги преподносят богине предначертанный ей судьбой лук. Принимая лук, Диана-охотница направляется в лес, где надеется забыться и отвлечься от печальных раздумий.

Впервые балет был поставлен 18 июня 1929 года с хореографией Брониславы Нижинской и декорациями Ж. М. Франка. Партию фортепиано исполнял сам Франсис Пуленк. Следующая постановка, которую спустя год осуществил Г. Баланчин в Театре Елисейских полей, значительно отличалась от первоначального замысла. В основе сценария, который написал Баланчин, легенда о любви к Диане охотника Актеона, единственного человека, осмелившегося мечтать о красавице-богине. Диана жестоко наказала его, превратив в оленя, которого растерзали собаки. Главную роль исполнила Вера Немчинова.

«В дальнейшем я имел слабость принять вариант Баланчина о Диане и Актеоне, — пишет композитор.— Такой плоско академический вариант и был осуществлен — нерадиво, и многими хореографами. Это глупо, поскольку противоречит моей музыкальной концепции — я представлял себе «Утреннюю серенаду» как женский балет… Он состоит из отдельных номеров — переодевание Дианы, вариации ее, прощание…». Первоначальный вариант балета-концерта был возобновлен в ноябре 1952 года на сцене парижского театра «Опера-комик».

В драматургии балета-концерта доминирует принцип картинно-дивертисментной композиции, что органично связано с его программой. Сочинение написано в виде сюиты из восьми номеров: Токката, Речитатив, Рондо, Presto, Речитатив, Andante, Allegro и Заключение.

Характерна близость крайних частей — Токкаты и Заключения. Последнее можно сравнить со значительно измененной репризой, сохранившей исходные тональность и темп, а также темы Токкаты, подвергшиеся значительной трансформации. Крайним эпизодам хореографического концерта — Токкате и Заключению — отведена значительная роль в драматургии произведения: они являются своего рода прологом и эпилогом всего сценического действия. И если в Токкате даны основные темы балета и представлены самые «человеческие» порывы Дианы, то Заключение воплощает окончательный уход Дианы от земного.

  1. Токката — это пролог ко всему произведению. В ней воплощены и ярость, и отчаяние, и борьба, и надежда.
  2. Речитатив передает настрение печали героини, обречённой на вечное целомудрие и отказ от чувственной человеческой любви.
  3. Рондо. Диана и подруги. Настроения этой части простираются от задумчивости до отчаяния, которое пытаются развеять подруги.
  4. Presto. Сцена веселой встречи подруг, смех, радость, придание Диане надлежащего её положению облика.
  5. Речитатив. Эта часть предшествует вариациям Дианы. Ей преподносят лук как знак ее божественного предназначения.
  6. Andante. Вариации Дианы. Сольный танец уже не столь радостен, это лирическое высказывание, отражающее мучительные переживания героини балета.
  7. Allegro féroce с авторской ремаркой «яростное», воплощает отчаяние и ярость Дианы от сознания собственного бессилия. Диана выбрасывает свой лук, мчится в лес, но возвращается в полном отчаянии.
  8. Заключение. Диана, покорная воле Зевса, больше не бунтует — вечно юная и прекрасная, она уходит, теряется из виду среди деревьев. Колоритное оркестровое звучание вкупе с трепетной краской аккордов фортепиано воплощает постепенное истаивание, растворение прекрасного образа богини.

Музыка балета пронизана теплотой, сердечностью и человеческим сочувствием. Тема этого произведения тесно соприкасается с сюжетами бесчисленных народных Сказаний о неземных существах, тщетно пытающихся пережить человеческие страдания и наслаждения, перейти в земную жизнь. Композитор назвал свой хореографический концерт «Aubade», что в переводе с французского означает прощальная песнь, утренняя серенада. Он поведал людям о горечи разлуки, о прощании Дианы с миром людей и простых человеческих радостей и горестей, которые ей недоступны.

Партитура концерта, включающая духовые, струнные и ударные, но лишенная скрипок, представляет своего рода двойной концерт, в котором главные роли поровну распределены между двумя солистами — пианистом и танцовщицей. От жанра инструментального концерта взят принцип контрастного построения, формы строения частей, от сценического жанра — лейтмотивная система, цементирующая композицию.

Восемь номеров исполняются без перерыва и составляют одночастное произведение. Целостность формы достигается тонко разработанной системой интонационно-тематических связей и продуманным расположением номеров «медленно-быстро», создающих выразительные контрасты и постепенное нарастание эмоционального напряжения. В этом отчетливо проявляются черты классического концерта.

«Утренняя серенада» демонстрирует индивидуальный стиль сложившегося композитора. Умение создавать простые запоминающиеся мелодии, проявившееся в концерте, позже будет особенно заметно в вокальных жанрах и опере. В оркестре часто наблюдается привязанность мелодических линий к конкретному тембру инструмента, который раскрывает нужную образную сферу. Ведущая роль здесь отдаётся духовым инструментам; мастерские навыки их использования мы находим и в более поздних сочинениях автора. Фортепианная партия требует от исполнителя хорошей технической подготовки, внимательного отношения к деталям текста, чуткого взаимодействия с оркестром.

Примечательно, что впоследствии концерт стал исполняться без сценического хореографического элемента. Яркость образов, богатство оркестровых красок, виртуозность фортепианной партии сделали его вполне самодостаточным инструментальным сочинением, которое прекрасно воспринимается слушателями в концертном исполнении.

Такова «Утренняя серенада», исполненная Святославом Рихтером и камерным оркестром Жана Франсуа Пайяра.

Анализ и особенности исполнения хореографического концерта «Утренняя серенада» для фортепиано и восемнадцати инструментов Франсиса Пуленка — в прикреплённом файле.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.