www.poezo.ru

Светлана Николаева. Проект «Создаём живой мультфильм»

Светлана Николаева

Светлана Николаева

Преподаватель

Если вы являетесь руководителем оркестра русских народных инструментов, если ищите нестандартные решения для обогащения репертуара вашего коллектива, этот проект для Вас. Он поможет расширить границы творческих возможностей музыкального коллектива, с которым вы работаете.

Основная идея проекта — объединить три вида искусства: мультипликацию, сценическую речь (закадровое озвучивание персонажей фильма) и музыкальное сопровождение (в предлагаемой интерпретации использована палитра оркестра русских народных инструментов).

Синтез искусств всегда интересовал как создателей произведений, так и исполнителей. Примеров такого синтеза огромное количество, что неудивительно: ведь искусство развивается за счёт смелых экспериментов, творческих поисков и новых идей. Художественное произведение, воздействующее на человека, вызывает широкий спектр эмоций, будоражит разум и чувства, что делает его более демократичным, доступным широкой аудитории.

Так, опера — это синтез музыки, слова, движения, изобразительного искусства. Публика погружается в зрительную и слуховую атмосферу происходящего на сцене. Бесспорно, что именно музыка задаёт вектор всем эмоциям и чувствам зрителя, усиливая и подчёркивая смысл и идею произведения. Но и остальные средства: жестикуляция, пластика движений, танцы помогают раскрыть характер персонажей и передать общую атмосферу спектакля. Костюмы, декорации характеризуют эпоху и обстановку происходящего.

Другой пример — выставка работ художников, скульпторов. Живописные полотна и скульптура находятся в тесном контакте с интерьером того выставочного зала, где они размещены. Задача устроителей выставки тщательно продумать экспозицию, соотношение масштаба, сюжета, цвета, пропорций и так далее. Зритель сразу же попадает под влияние пространства, которое погружает его в заранее определённую и продуманную эмоциональную атмосферу, помогающую проникнуть в мир чувств и идей самих авторов произведений.

Синтетическим по своей природе является также искусство кино. Его влияние на слуховые и зрительные рецепторы сходно с оперным искусством, однако, возможности визуального ряда в кинематографе более технологичны и мобильны за счёт видеомонтажа, различных спецэффектов, охвата пространства и так далее.

В нашем проекте, вдохновлённые идеей синтеза различных искусств, мы предпринимаем попытку свести воедино видеоряд, слово и музыку и предлагаем детям подготовить полное словесное и музыкальное сопровождение мультфильма «Зимняя сказка» (Творческое объединение «Экран», 1981, режиссёр Ю. Бутырин, художник-постановщик А. Елизаров, композитор В. Купревич)

Некоторые рекомендации к исполнению:

В партитуре помимо традиционных оркестровых групп представлены две расширенные партии — партия ударных инструментов и партия электронного фортепиано.

Партия ударных инструментов кроме тарелки включает в себя различные специфические шумовые эффекты. Например, скрип двери, шелест одеяла и так далее, которые могут быть исполнены на электронном фортепиано. Или руководитель пробует найти их в «живом исполнении», приспосабливая различные бытовые предметы (кастрюли для озвучивания стука посуды, шёпот…), одним словом, есть место для фантазии.

Партия электронного фортепиано представляет собой линейку различных инструментов: фортепиано, колокольчики, арфа, вибрафон. При наличии данных инструментов (или каких-либо из них) в вашем распоряжении есть смысл использовать оригинал.

Во время озвучивания непременно должны быть соблюдены достаточно чёткие временные рамки, что может быть обеспечено постоянным контролем за совпадением аудио и видеоряда. Отличное знание дирижёром соотношения музыки и видеоизображения — залог успеха, поэтому необходимо знать, когда начинается и заканчивается тот или иной музыкальный блок. В партитуре тщательно выписаны темпы с метрономом, что облегчает работу дирижёра в этом плане. Без должной концентрации внимания и мобилизации всех исполнительских возможностей оркестрантов задача совпадения музыки и видеоряда не может быть решена в полной мере. Оркестр должен владеть музыкальным текстом уверенно и свободно для того, чтобы в любой момент дирижёр мог откорректировать темп, паузу между музыкальными блоками, силу звучания в зависимости от ситуации в каждом конкретном исполнении.

Появление актёрской речи также вносит свои коррективы в музыкальное сопровождение (оркестранты получают возможность почувствовать себя в качестве так называемых тапёров, чья задача — подчеркнуть смысл, усилить чувства зрителя, вызываемых словом и изображением). Помимо привычной динамической палитры, обусловленной формой музыкального материала, дирижёр решает новую задачу: он имитирует работу звукорежиссера, который сводит отдельные звуковые дорожки (в нашем варианте выделим две: слово и музыка), находя в каждый момент видеоряда доминирующую и выделяя её по силе звучания. Таким образом, роль оркестра непостоянна, то он — единоличный владелец слуховых ощущений зрителей, то иногда необходимо музыку «спрятать» за голоса персонажей. Это требует отличного взаимопонимания дирижёра и его коллектива.

В озвучивании персонажей участвуют три актёра. Это могут быть учащиеся театрального отделения либо активные дети любого другого отделения, имеющие яркие актерские данные, либо приглашённые актёры, в зависимости от ваших возможностей. Безусловно, от актёров требуются хорошее знание текста и умение озвучивать видеоряд, попадая точно в кадр. В литературном приложении вписаны цифры оркестровой партитуры, что облегчает ориентировку актёров в музыкальном оформлении мультфильма. Что даёт актёрам работа над таким проектом? «Поварившись в одном котле» с оркестрантами, они имеют представление о том, как устроена музыка изнутри, насколько точно она отражает чувства, характер, настроение персонажей. Подобный опыт работы с музыкой и видеорядом обозначит новую сторону актёрского ремесла для юных актёров.

Для осуществления проекта требуется подготовить соответствующуую аппаратуру: экран, проектор, (в небольшом помещении это может быть телевизор большого размера), компьютер, электронный носитель информации, микрофоны для актёров, колонки, микшер.

Работа над подобным проектом непростая, трудоёмкая, требует немалых временных затрат, но очень интересная и продуктивная. Она даёт колоссальную отдачу в плане профессионального роста коллектива в целом и каждого участника в частности, создаёт творческую атмосферу, даёт импульс поиску новых совместных ярких находкок. Всё это способствует целостности, сплочённости и увлечённости коллектива одним общим делом, воспитывает умение радоваться самим и радовать других своим искусством.

Наконец, одна из самых глобальных задач проекта — погрузить исполнителей и зрителей в мир большого добра, настоящей и искренней дружбы, искромётного юмора, детской наивности и сентиментальности. Ведь так мало всего этого нас окружает в нашей сверхскоростной, информационно перенасыщенной жизни, в которой остаётся совсем немного места для простых эмоций и самых искренних чувств.

Проект «Создаём живой мультфильм» удостоен Гран при на IV областном конкурсе «Методическая книга-2014» (г. Дзержинск), лауреат X Межрегионального фестиваля-конкурса творческих, научных и методических работ преподавателей отделений народных инструментов музыкальных учебных заведений, посвященного 100-летию Н. Я. Чайкина.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.