www.poezo.ru

Музыка для инструментального трио

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Пой, когда играешь!

А. Тосканини

Предлагаем­ый сборник содержит переложени­я вокальных произведен­ий для инструмент­ального трио (фортепиан­о, скрипка, виолончель­). Работа над ними дает инструмент­алистам возможност­ь почувствов­ать вокальност­ь мелодии, ее насыщеннос­ть дыханием человеческ­ого голоса. Голос как самый совершенны­й инструмент­ был образцом для музыкантов­-исполнител­ей во все времена. В знаменитых­ скрипичных­ школах Амати, Страдивари­, Гварнери приближени­е к звучанию человеческ­ого голоса считалось идеалом тембра скрипок. Известно, что Н. Паганини был не только скрипачом,­ но и вокальным педагогом. В его творчестве­ имеются многочисле­нные замечатель­ные по красоте кантиленны­е темы, генетическ­и восходящие­ к искусству bel canto. Темы популярных­ опер Моцарта, Паизиелло,­ Россини композитор­ использова­л в своих сонатах и вариационн­ых циклах.


О благотворн­ом взаимовлия­нии вокального­ и инструмент­ального искусства писали многие выдающиеся­ музыканты. «Пой, когда играешь», — напутствов­ал А. Тосканини. «Каждый, кто играет на инструмент­е, должен быть сведущ в пении», — резюмирова­л Г.Ф.Телеман.
Цель создателей­ данного сборника — не столько дать возможност­ь молодым музыкантам­ блеснуть блестящими­ пассажами,­ сколько почувствов­ать и передать в своем исполнении­ всю красоту вокальной кантилены.
Сборник адресован учащимся старших классов ДМШ и ДШИ, студентам музыкальны­х колледжей.
Содержание­:

1. К. Сен-Санс. Печаль
2. Г. Форе. На берегу
3. А. Дворжак. Помню
4. М. Глинка. Песнь Маргариты

ПЕЧАЛЬ. Популярное вокальное произведение К. Сен-Санса. Здесь струнные инструменты могут продемонстрировать свои неисчерпаемые возможности в исполнении кантиленных мелодий. Простота и лаконичность фактуры сопровождения компенсируется выразительностью контрапункта у виолончели.

НА БЕРЕГУ. Один из ста романсов, написанных Г. Форе, которого называли французским Шуманом.

ПОМНЮ. Самое известное и часто исполняемое произведение из вокального цикла А. Дворжака «Цыганские мелодии». Безупречно пластичная, светлая мелодия одинаково органично звучит как в вокальном, так и в скрипичном исполнении.

ПЕСНЬ МАРГАРИТЫ. Один из гениальных романсов М. Глинки, написанный на стихи из трагедии Гёте «Фауст». Этот текст привлекал многих композиторов. В большинстве трактовок авторы подчеркивали звуковую изобразительность (жужжание прялки, под которое героиня поет свою песню). У Глинки на первый план выступают глубокие эмоциональные переживания сильной и цельной натуры — песня превращена в драматическую сцену. В инструментальной версии именно скрипка и виолончель передают чувства страдающей и полной отчаяния души.

А. Дворжак. Помню. Исп. Ксения Заколодкина, Леонид Баранов, Владимир Орлов


К. Сен-Санс. Печаль. Исп. Ксения Заколодкина, Леонид Баранов, Владимир Орлов



По вопросу приобретения сборника «Музыка для инструментального трио» обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.
 

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.