www.poezo.ru

Векторы развития тембрового слуха: презентация учебного пособия «Тембровое сольфеджио». Методические рекомендации

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова

Методические приемы должны определяться основными задачами развития тембрового слуха, которые предполагают слуховое освоение и распознавание:
1. широкого спектра различных тембров;
2. градаций внутри одного тембра, возникающих в результате действия различных регистровых, артикуляционных, динамических условий;
3. сочетаний тембров;
4. взаимодействий инструментального тембра с другими музыкальными выразительными средствами.
В курсе сольфеджио как практической дисциплины специфика освоения тембро-звукового материала заключается в формировании определенных слуховых навыков:
1. распознавание тембров отдельных инструментов, их сочетаний, а также чередований по горизонтали;
2. навык «тембровой ассоциативности»;
3. дифференциация звуковысотной линии от ее тембрового воплощения;
4. выделение слухом отдельного тембра из многоголосной ткани;
5. внимание к характеру звучания и навык определения его особенностей по
качественным параметрам (артикуляционным, регистровым, динамическим, фактурным).
Тембро-различительная способность — это умение распознавать тембры, оценивать их характеристичность и своеобразие. Именно умением отличить скрипку от трубы чаще всего и ограничивается развитие тембрового слуха. Но шкала трудностей существует и здесь. Среди усложняющих факторов: звучание инструмента в непривычном «амплуа» (например, тромбон, исполняющий лирическую мелодию), способы звукоизвлечения, влияющие на окраску звучания (con sordino, col legno, флажолеты), звучание в крайних регистрах диапазона, смена тембров в каждом звуке.
Различение инструментов происходит на основе другого важного навыка — выделения слухом определенного тембра из музыкального контекста. Если в тембро-различительном навыке главное — определить инструмент, то в данном случае наоборот, тембр инструмента может заранее сообщаться преподавателем. При этом следует выявить особенности их соотношения — параллельное движение, точное или неточное дублирование, зеркальное отражение (так движутся флейта и бас-кларнет в теме из 2 части Шестой симфонии Шостаковича). Легко дифференцируется партия ударного инструмента за счет рельефной ритмической фигуры.
Навык тембровой ассоциативности подразумевает умение и потребность связывать мелодический рисунок с его конкретным тембровым воплощением. Этот навык ценен как для исполнителей, так и для композиторов. Пианистам и оркестрантам он может помочь подобрать исполнительские средства, соответствующие инструментальной принадлежности данной темы.
Считается, развитием тембрового слуха можно заниматься посредством одной формы работы — тембровым диктантом. Но если эту форму понимать как обязательную запись звуковысотности, то она превращается в усложненный за счет менее знакомых тембров традиционный диктант. Цель тембрового диктанта — другая: сосредоточить внимание на качественных особенностях звучания. Отсюда требования к материалу: не сложный в звуковысотном отношении, но информативный с точки зрения тембро-интонационных трудностей, как можно более разнообразный в тембровом, артикуляционном, регистровом отношении. Должны быть представлены самые разные инструменты. Мы очень ограничиваем мелодии для диктантов рамками среднего регистра, тем самым теряя для учебного процесса очень благодатный, выразительный материал. Разностороннее представление об инструменте может сложиться, если он представлен в разных регистрах, с разной артикуляцией.
Внимание к тембро-ритму на первом плане — в тембро-ритмических диктантах, содержащих не только соло ударных с неопределенной высотой, но и инструментов, выполняющих ритмическую функцию.
Тембр — «ненотируемое» выразительное средство, поэтому в тембровом диктанте следует хотя бы указать инструмент при помощи итальянских обозначений. Кроме того, рекомендуется проанализировать особенности трактовки инструмента, используемой артикуляции, регистрового положения.
Уделять внимание тембровому решению можно и при работе над традиционным диктантом, при изучении тем, не связанных напрямую с тембровыми особенностями (ритмических фигур, ладовых особенностей). Выяснение предполагаемого инструмента для исполнения данной мелодии поможет снять «регистровые ошибки». Прослушивание же в оригинальном звучании усилит впечатление, сделает его более эмоциональным. Яркий в художественном отношении материал записывается легче.
Тембровый диктант — важная форма, но отнюдь не единственная. Тем более, что внимание к тембровой стороне максимально обеспечивается при сохранении звуковысотности в качестве инварианта и изменении тембрового решения.
Кроме тембрового диктанта можно рекомендовать другие формы работы: сравнительный тембровый слуховой анализ, анализ компонентов интонационной формы, анализ с сопутствующими вопросами, с партитурой, творческие задания, междисциплинарные формы свободного оперирования тембровыми представлениями (переложения, аранжировки и др.).
Сравнительный тембровый слуховой анализ применим в ситуации:
— инструмент не меняется, а мелодический материал — различный;
— мелодия одна и та же, меняется ее тембровое выражение (при тембровом варьировании);
— при сравнивании фортепианного и оригинального вариантов исполнения.
При тембровом слуховом анализе одного фрагмента удобно выявлять комплекс выразительных средств для создания типовых образных сфер: воинственных, сказочных, фантастических. Так, для тем «злых сил» традиционным является следующее сочетание: тембр низких медных, монолинейная фактура, громкая динамика (например, тема вражды из «Монтекки и Капулетти» в «Ромео и Джульетте» Прокофьева).
При тембровом слуховом анализе сочетаний инструментальных тембров возможны две ситуации: соединение инструментов в проведении мелодии и в различных компонентах фактуры. В проведении мелодии важно выявить:
— интервальное соотношение (в унисон, в дублировании в октаву или несовершенными интервалами);
— тембровое соотношение по степени слияния (смешанный тембр, с превалированием одного из них, с сохранением характерного звучания);
— тембровое соотношение родственных однородных или неродственных разнородных тембров.
По фактурному соотношению возможна дифференциация различных тембро-фактурных компонентов и тембровых средств, которые их подчеркивают. Важным, но наиболее запущенным аспектом является тембр и гармония. Определять аккорды могут только на фортепиано, а почему бы не слушать нетрудные примеры в оркестровой фактуре в звучании инструментов оркестра.
Эволюция сольфеджио представляется движением от развития только певческих навыков к развитию интонационного слуха, частью которого является восприимчивость к звуковым краскам. Для современного сольфеджио становится актуальным девиз, провозглашенный Л. Маккинон по отношению к фортепианному исполнительству: «Необходимо уделять выразительности такое же внимание, как и нотам» [2, с. 48].
Литература
1. Денисов Э. Об оркестровке Д. Шостаковича // Д. Шостакович: Сб. ст. — М.: Сов. композитор, 1967. — С. 439–498.
2. Маккинон Л. Игра наизусть [Пер. с англ. Ф. Соколова]. — Л.: Музыка, 1967.

По вопросу приобретения пособия «Тембровое сольфеджио» обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.


Продолжение следует

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.