www.poezo.ru

Векторы развития тембрового слуха: презентация учебного пособия «Тембровое сольфеджио»

Татьяна Литвинова

Татьяна Литвинова

Кандидат искусствоведения, доцент Санкт-Петербургской государственной
консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова


Современную эпоху называют «эрой тембрового мышления». Уменьшение роли функциональности и гармонии компенсируется расширением тембровой палитры, усилением внимания к ритму, динамике. Требования времени определяют необходимость пересмотра отношения к тембру и другим компонентам «интонационной формы» (термин В. В. Медушевского) как обязательным для изучения. Актуальным становится не только определение ступеневого значения, длительностей, но и качественных параметров звучания.
С другой стороны, это дает возможность расширить, обновить содержание предмета. Не секрет, что в этой дисциплине имеются «кризисные», «нафталинные» ситуации, и для дальнейшего развития предмета необходимы новые идеи и подходы. Стилевой принцип, исповедуемый в сольфеджио, также подтверждает необходимость внимания к тембровому компоненту в музыке различных стилей: если для классического стиля актуален «нейтральный тембр» (термин Б. Бородина), то в романтической — тембровая составляющая становится одной из определяющих в характеристике персонажа. А в музыке Шостаковича, как замечает Э. Денисов, «в ряде случаев тембровая выразительность имеет… даже большее значение, чем иные компоненты (интонация, ритмика, динамика и т.д.)» [1, с. 439]. К тому же в традициях Ленинградско-Петербургской школы — опора на художественный материал, в котором выразительные средства участвуют «всем своим алфавитом», включая тембр.
В отечественной методике сольфеджио, конечно, предпринимались шаги в разработке методов развития тембрового слуха. Это, прежде всего, звуковое пособие на пластинках, созданное преподавателями Института им. Гнесиных. Пособие представляло собой собрание тембровых диктантов с принципом классификации по инструментам симфонического оркестра. Один из авторов, П. Лобанов писал, что выявление принципов подбора музыкального материала — нерешенная проблема, требующая дальнейшего изучения.
Вопрос классификации материала для развития тембрового слуха — очень важен: тембро-интонационные трудности не тождественны ладо-интонационным. Представляется, что шкала тембро-интонационных трудностей должна включать не только слуховое освоение тембров солирующих инструментов, но и их чередование по горизонтали, сочетание по вертикали, взаимодействие инструментального тембра с артикуляцией, регистром, фактурой, гармонией, ритмом. Данные разделы отражены в пособии. К сборнику прилагается CD-диск, содержащий более 300 фрагментов из музыкальных произведений, т.е. представляет собой своего рода тембровую энциклопедию с музыкой различных авторов, начиная от Баха и заканчивая Шнитке.
При разработке любой методики необходимо ответить на вопросы: когда? у кого? как? Развитие тембрового слуха должно быть сквозной задачей на всех этапах музыкального образования с решением задач, соответствующих каждому из них. Чем раньше начинать привыкать работать с разнотембровым материалом, тем легче. В противном случае «неродной» тембр всегда мешает. В ВУЗе начинать эту работу поздно. В предлагаемом пособии представлены примеры различной степени трудности, которые могут быть использованы на разных этапах музыкального образования.
У музыкантов различных специальностей можно говорить о специфике тембрового восприятия. У пианистов лучше развит фактурный, регистровый слух; они «лепят» звучание без опоры на разнообразие инструментальных тембров. Поэтому данная сторона, как правило, отстает в развитии. Напротив, для композиторов, дирижеров-симфонистов инструментальный тембр занимает первую позицию в иерархии выразительных средств. Работа с учебным материалом в оригинальном звучании для них обязательна. Следовательно, при развитии тембрового слуха следует учитывать как сильные, так и менее развитые стороны тембровой восприимчивости. Для исполнителей всех специальностей звучание тембра своего инструмента облегчает восприятие. Запись диктантов в исполнении на «родных» инструментах гораздо успешнее (для духовиков — это мелодии с знакомыми фанфарными интонациями у медных из оркестрового и сольного репертуара).

По вопросу приобретения пособия «Тембровое сольфеджио» обращайтесь в раздел ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ с указанием Вашего электронного адреса.



Продолжение следует

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.