www.poezo.ru

Сергей Сергеевич Прокофьев. Творческий портрет. Презентация

Людмила Чернявская

Людмила Чернявская

Преподаватель

В рамках школьного урока музыкальной литературы довольно сложно полно и глубоко раскрыть творческий облик и черты стиля Сергея Прокофьева, описать этапы жизни крупнейшего мастера XX века. Формат презентации существенно расширяет возможности изложения и подачи материала темы, подкрепляя рассказ музыкальными и изобразительными иллюстрациями.

В пособии последовательно излагаются факты биографии С. Прокофьева, представлена галерея фотографий композитора и его современников, а также кадры кинохроники начала прошлого века — рассказ о гастрольной поездке в Японию. Это дает возможность описать историческую обстановку, хотя бы отчасти передать атмосферу времени, в котором жил и творил композитор.

При подборе музыкальных иллюстраций я стремилась как можно шире представить различные жанры творческого наследия композитора, кроме того, познакомить ребят с произведениями С. Прокофьева, которые не входят в программу курса музыкальной литературы. Отдельно выделены слайды, посвященные фортепианному, симфоническому и камерно-инструментальному творчеству, оперным произведениям, балетам и музыке к фильмам.

В презентацию помещены три видео-слайда: марш из оперы «Любовь к трем апельсинам»; вальс из балета «Золушка» с блистательной Екатериной Максимовой в главной роли; фрагмент фильма «Александр Невский» 1938 г., без которого разговор о творческом сотрудничестве С. Прокофьева с Сергеем Эйзенштейном был бы неполным.

__________________________________

*Часть презентации была подготовлена вместе с ученицей Ю. Комчаровой для школьной конференции, посвящёной юбилею С. С. Прокофьева.

План презентации:

1. Титульный слайд

2. С. С. Прокофьев — крупнейший композитор XX века.

3, 4. Детство Сергея Прокофьева, первые сочинения, занятия композицией с учеником С. И. Танеева Р. М. Глиэром.

5. Годы учебы в Петербургской консерватории. Кружок «Вечера современной музыки».

6. Роль современного искусства в формировании Прокофьева-художника: творчества И. Ф. Стравинского, театра В. Э. Мейерхольда, поэзии и живописи. Поездка в Лондон в 1914 г. Знакомство с С. П. Дягилевым.

7. «Скифская сюита», 1915 г.: история создания (балет «Ала и Лоллий» по мотивам славянской мифологии, первое сочинение, заказанное Дягилевым), скандальная премьера сюиты.

8. Опера «Игрок» по роману Ф. М. Достоевского, 1916 г.

9. Концертная деятельность Прокофьева-пианиста. Произведения для фортепиано, особенности фортепианного стиля. Цикл «Мимолетности». 1915–1917 г.г.

10. Отъезд за границу на гастроли (фрагмент фильма).

11. Опера «Любовь к трем апельсинам» по сказке К. Гоцци, 1919 г. Краткая история создания, сюжет, премьера в Чикаго. Начало международной славы композитора.

12. Марш из оперы «Любовь к трем апельсинам» — видеофрагмент.

13. С. С. Прокофьев за рубежом: жизнь и творчество в США, Баварии и Париже. Творческое сотрудничество с С. Дягилевым. Балет «Сказка про шута, семерых шутов перешутившего». 1916 г.

14. Гастрольные поездки в СССР. Балет «Стальной скок», 1927 г.

15. «Блудный сын» — последний балет, написанный для Дягилева, сочиненный по классическому библейскому сюжету, и поставленный Джорджем Баланчиным. Премьера в Париже в 1929 г.

16. «Огненный ангел», 1927 г. — опера на сюжет автобиографического романа Валерия Брюсова.

17. Возвращение в Россию в 1936 г. Новые идеи и образы. Творческое сотрудничество с режиссерами С. М. Эйзенштейном, А. Я. Таировым, мастерами балета Л. М. Лавровским, Г. С. Улановой, музыкантами-исполнителями Э. Г. Гилельсом, С. Т. Рихтером, Г. Г. Нейгаузом, Д. Ф. Ойстрахом и др.

18. Балет «Ромео и Джульетта», 1936 г. Премьеры в Чехословакии (Брно) и в Кировском театре в Ленинграде. Постановка Л. М. Лавровского, в роли Джульетты — Галина Уланова.

19. Работа с Сергеем Эйзенштейном. Музыка к фильму «Александр Невский». 1938 г.

20. Фрагмент из фильма «Александр Невский».

21. Годы Великой Отечественной Войны. Произведения военных лет: сюита «1941 год», кантата «Баллада о мальчике, оставшимся неизвестным», 5 симфония, песни, марши и др. Музыка к фильму С. Эйзенштейна «Иван Грозный», 1945 г.

22. Опера-эпопея «Война и мир» по роману Л. Н. Толстого, 1941–1943 гг.

23. Балет-сказка «Золушка», 1940–1944 гг.

24. Фрагмент видео из балета «Золушка».

25. Список балетов С. С. Прокофьева.

26. Список опер.

27. Обзор оркестровых произведений, симфоническое творчество. Симфония №1 «Классическая».

28. Камерно-инструментальные сочинения С. С. Прокофьева.

29. Музыка к кинофильмам.

Список музыкальных примеров:

1. «Скифская сюита».I часть «Поклонение Велесу и Але» (фрагмент).

2. Цикл «Мимолетности», № 10 си-бемоль минор.

3. Опера «Любовь к трем апельсинам». Марш (предлагается в двух вариантах воспроизведения: слайд 11 — аудио, слайд 12 — видео, по выбору педагога).

4. Опера «Война и мир». Вальс из 2 картины, ария Кутузова их 8 картины.

5. Балет «Золушка». Вальс — фрагмент видео.

6. «Классическая симфония», I часть.

В презентации представлены фрагменты фильмов:

  1. «Сергей Прокофьев в эмиграции» из программы АБСОЛЮТНЫЙ СЛУХ (канал Культура).
  2. Опера «Любовь к трем апельсинам». Геликон-Опера, постановка Д. Бертмана.
  3. «Александр Невский» (Режиссер С. М. Эйзенштейн, 1938 г.)
  4. С. Прокофьев. «Золушка». Спектакль театра балета Государственного Кремлевского Дворца. Хореография и постановка В. Васильева, 1994 г.

Программное обеспечение: Microsoft PowerPoint 2010.

Литература:

  1. Данько Л. Сергей Сергеевич Прокофьев 1891–1953: популярная монография. — Л.: Музыка, 1983.
  2. Музыка. Музыкальный энциклопедический словарь / Гл. ред. Г. В. Келдыш. — М. «Советская энциклопедия», 1990.
  3. Нестьев И. В. Жизнь Сергея Прокофьева. — М.: Советский композитор, 2 изд., 1973.
  4. Нестьев И. В. С. С.Прокофьев. Статьи и материалы. Сост.Нестьев И., Г. Эдельман — М.: Музыка, 1965.
  5. Нестьев И. В. Прокофьев С. С. // Музыкальная энциклопедия / под ред. Ю. В. Келдыша. — М.: Советская энциклопедия, 1978. — Т. 4.
  6. Прокофьев С. С. Детство. — М.: Музыка, 1983.

Работа удостоена Диплома I степени на конкурсе пректов III Международной ассамблеи преподавателей теоретических дисциплин.

________________________________

От редакции:

Для удобства воспроизведения презентация Л. И. Чернявской была превращена в видеоролик, в связи с чем нами добавлены фрагменты пьес С. Прокофьева «Мимолётности», op. 22, №№8 и 1 и фрагменты «Танца пяти пар» из балета «Ромео и Джульетта».

Ознакомиться с проектом можно по ссылке, приведённой ниже.

Л. ЧЕРНЯВСКАЯ. ПРЕЗЕНТАЦИЯ «СЕРГЕЙ СЕРГЕЕВИЧ ПРОКОФЬЕВ. ТВОРЧЕСКИЙ ПОРТРЕТ»

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.