www.poezo.ru

М. Бачурина. Популярные мелодии зарубежной эстрады второй половины ХХ века. Сборник переложений для фортепиано в четыре руки

Марина Бачурина

Марина Бачурина

Преподаватель

В данном сборнике представлены авторские переложения для фортепиано в четыре руки популярных зарубежных мелодий второй половины ХХ века. Выбор именно этого времени и направления обусловлен, прежде всего, высоким музыкально-художественным содержанием самой музыки этого периода. А также тем, что существующие по данной теме переложения для фортепиано в четыре руки малочисленны и не всегда пригодны для применения в работе с учащимися средних классов детских музыкальных школ в силу своей технической сложности.

Представляемые переложения написаны таким образом, что учащиеся, исполняющие как первую, так и вторую партии, могут почувствовать себя и в роли солиста, и в роли аккомпаниатора. Поэтому необходимо акцентировать внимание ученика на то, в какой роли он находится в данном фрагменте произведения и исходя из этого выбирать динамический уровень звучания партии, устанавливать весовое соотношение между ними.

Что касается работы «внутри» партии, то здесь с ритмической точки зрения трудность может представлять исполнение синкоп, пунктирного ритма, триолей. Так, например, в «Опавших листьях» Жозефа Косма необходимо с самого начала добиваться умения переходить от четкого внутреннего ощущения дуольного наполнения доли к триольному.

Фактурное решение партий потребует навыков исполнения разного вида арпеджио, двойных нот, аккордов. От учащихся также потребуется качественный навык исполнения легато для ведения мелодии, поскольку это переложения произведений песенного (вокального) жанра, в котором способ звуковедения легато является основным.

При аранжировке каждой партии были использованы элементы подголосочной и имитационной полифонии.

Хотелось бы отметить, что проставленные в переложениях лиги носят мотивационный и фразировочный характер. Обозначенные динамические оттенки и темповые отклонения вовсе не являются обязательными при исполнении. В этом отношении (а также в отношении решения аппликатурного вопроса и педализации) свобода выбора остается за преподавателями, которые будут ориентироваться на свой музыкальный вкус, музыкальное восприятие, эмоциональное содержание музыки, на индивидуальные исполнительские возможности учащихся.

Для достижения желаемого результата должны использоваться все методы, способы и приемы работы над музыкальным материалом из педагогического и методического опыта преподавателя.

Работа по написанию переложений продолжалась три года. Весь нотный материал набран в программе Sibelius (редактор нотных партитур); сборник содержит краткую информацию о композиторах и исполнителях, фотографии. Некоторые из представляемых переложений уже были апробированы на зачётах по ансамблю в детской школе искусств и получили одобрительную оценку коллег.

Цель данной работы: помощь преподавателям в обновлении и расширении учебного нотного материала, предназначенного для ансамблевых форм музицирования.
Задачи:
• развитие музыкально-творческих способностей и профессионального мастерства детей (навыков исполнительства на музыкальных инструментах в ансамбле)
• расширение музыкального кругозора учащихся, знакомство с музыкальной литературой, выходящей за рамки сольного фортепианного репертуара.

Хочется надеяться на то, что работа вызовет интерес у преподавателей по классу фортепиано, а также у самих учащихся и любителей домашнего музицирования.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Вы можете добавить коментарий в группе Facebook, VK или Одноклассники.