www.poezo.ru

Основные этапы работы над одноголосным музыкальным диктантом с учащимися музыкальной школы

Елена Айнутдинова

Елена Айнутдинова

Преподаватель

Выявление и развитие музыкального слуха является основной задачей в процессе обучения ребенка в музыкальной школе. Большое значение в этом направлении занимает учебный предмет «Сольфеджио».

Музыкальный диктант (среди разнообразных форм работы) занимает центральное место на уроке сольфеджио. Непростой, но, наиболее важной педагогической задачей является умение обучить ребенка грамотно работать с мелодическим диктантом.

Умение записать диктант особенно важно для дальнейшего профессионального обучения музыканта. Ведь, как известно, оно является первым видом заданий абитуриента на творческом испытании. При проведении конкурсов-олимпиад по сольфеджио диктант также является обязательным и наиболее «дорогостоящим» по количеству баллов заданием. Это справедливо. Ведь в диктанте сосредоточены все важные свойства музыкального слуха: внутренние представления, способность к запоминанию, скорость реакции, умение превратить слышимое в зримое. Для того, чтобы запомнить и записать мелодию диктанта учащийся должен обладать отличным слухом, отменной памятью, крепкими теоретическими познаниями.

О необходимости развития музыкального слуха высказывались многие великие музыканты. На значение же музыкального диктанта указывалось уже с середины XIX века. Музыкальные диктанты необходимо писать каждый урок!

Хорошим методическим подспорьем являются пособия Г. Ф. Калининой «Музыкальные занимательные диктанты». На основе упражнений, данных в этих пособиях, преподаватель может разработать массу собственных увлекательных заданий.

Большое значение приобретает навык анализа формы, структуры мелодии, мелодического и ритмического зерна.

Самым важным видится «не проспать» момент начала работы с диктантом. Основной педагогической ошибкой считается позднее обращение к данной теме. Часто приходится слышать от преподавателей: «Им еще рано! Они ещё совсем маленькие! Успеется!».

Оптимальным моментом начала работы с мелодическими диктантами (на фазе подготовительного этапа) хотелось предложить следующее:

— с первых же уроков в 1 классе ДМШ определять ноты на слух (выявляются дети с абсолютным слухом);

— запоминать, петь, записывать небольшие мелодические фрагменты (учить одноголосные номера наизусть);

— как только учащиеся 1 класса изучили длительности, необходимо начинать работу с ритмическими диктантами (4–8 тактов) по специально изготовленным карточкам;

— стараться сразу приучить детей к делению ритмического рисунка на «вагончики» — такты: разобраться с понятием доли такта и с дирижированием, т.е. осознанием, сколько нот — длительностей приходится на взмах руки;

— мелодическую линию фиксировать на доске, совместно обсуждая с группой;

— заключительный этап: запись диктанта в тетрадь — соединение мелодической и ритмической составляющих.

Трудные диктанты необходимо обязательно чередовать с лёгкими, ориентируясь на различный уровень способностей учащихся.

В средних классах школы широко используются как устные (в числе которых и с досочинением «ответа»), так и письменные ритмические (при введении новой ритмической трудности), письменные мелодические диктанты.

Задачи работы над диктантом:

1) научить ученика графически фиксировать музыку;

2) выявить и зафиксировать в записи связь слышимого и видимого;

3) развивать внутренний слух и музыкальную память;

4) закреплять теоретические и практические навыки;

5) подготавливать учащихся к более сложным слуховым ощущениям, чувству стиля музыки.

Отличным и незаменимым в работе методическим пособием можно считать сборник, составленный И. А. Русяевой «Одноголосные диктанты». Очень хорошо и удобно в работе, что диктанты распределены не только с 1 по 11 класс, но и по разделам, благодаря чему, каждая из тем всесторонне отрабатывается.

Исполнение диктантов должно быть абсолютно совершенным: точным по всем параметрам — ритм, темп, динамика, штрихи. Очень важны некоторые педагогически немаловажные аспекты, отражающиеся на эрудиции учащихся. Перед первым исполнением преподаватель должен объявить произведение и автора мелодии; далее преподаватель (или дети с абсолютным слухом) называет тональность и играет настройку; следующие проигрывания даются для анализа метроритмических, ладовых особенностей мелодии. Преподаватель должен контролировать, чтобы ученики записывали её по памяти.

В системе занятий по сольфеджио музыкальный диктант является очень важной суммирующей и практически полезной формой работы. Конечная цель в области диктанта в школе заключается в выработке у ребенка умения записывать одноголосные мелодии в форме периода как диатонические, с наличием разнообразного ритма, так и с применением хроматизма и простейших модуляций, тем самым содействуя основной задаче сольфеджио — воспитанию музыкального слуха.

Литература

  1. Алексеев Б., Блюм Д. Систематический курс музыкального диктанта. — М., 1969.
  2. Алеев В. Музыкальные диктанты (одноголосие, двухголосие, трехголосие) — М.: Музыка, 2014–52с.
  3. Андреева М., Надеждина В., Фокина Л., Шугаева Л. Методическое пособие по музыкальному диктанту. — М., 1978.
  4. Бать Н. Музыкальные диктанты. — М.: Музыка, 2006.-80с.
  5. Берак О., Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. — Классика — XXI, 2009 г.
  6. Вахромеева Т. Музыкальные диктанты: I-IV классы детских музыкальных школ. — М.: Музыка, 2015–40с.
  7. Гнесинка. Одноголосные диктанты (98 вступительных диктантов) Учеб. пособие. — Изд-во Студия «Домашний концертмейстер», 2002. — 20 с.
  8. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. — М.: Музыка, 1986.
  9. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4–7классов. — М., 2001.
  10. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся 4–7 классов, нотное приложение для преподавателей. — М., 2001.
  11. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов. — М., 2001.
  12. Калинина Г. «Музыкальные занимательные диктанты» для учащихся младших классов, нотное приложение для преподавателей. — М., 2001.
  13. Калугина М., Халабузарь П. Воспитание творческих навыков на уроках сольфеджио (методическое пособие для ДМШ). — М.,1987.
  14. Ладухин Н. «1000 примеров музыкального диктанта» — М., Музыка, 1981 г.
  15. Лопатина И. Сборник диктантов. — М.,1987.
  16. Металлиди Ж., Перцовскя А. Музыкальные диктанты для ДМШ. — Л., 1980.
  17. Методическое пособие по музыкальному диктанту (общая ред. Фокиной Л.).- М.,1975
  18. Островский А. Методика теории музыки и сольфеджио. — Л., 1970.
  19. Островский А «Методика теории музыки и сольфеджио» — изд. Музыка, 1970 г.
  20. Русяева И. Одноголосные диктанты. Учебное пособие для учащихся детских, вечерних и средних специальных школ с 1 по 11 класс. — М.: Планета детства, 1999.
  21. Фокина Л. « Методика преподавания музыкального диктанта» — изд. Музыка, М., 1969 г.
  22. Фридкин Г. «Музыкальные диктанты» — изд. Музыка, М., 1965 г.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.