www.poezo.ru

Программно-изобразительная музыка. П. Чайковский. Времена года. Октябрь

Галина Сметанина

Галина Сметанина

Музыковед

Цель проекта — сделать процесс слушания музыки ярким эмоциональным переживанием, используя ассоциации с живописью и поэзией.

Задачи проекта — ознакомление учеников не только с музыкой П. И. Чайковского, но и с поэзией А. К. Толстого, и с шедеврами русской пейзажной живописи 19–20 веков.

Данный проект включает в себя презентацию и видеофильм. Презентация используется в ходе урока. Основная задача демонстрации слайдов — наглядно представить излагаемый материал. Видеофильм используется на заключительном этапе, как наиболее эмоционально яркая часть урока.

Описание урока

Урок по слушанию музыки в 3 классе фортепианного отделения музыкальной школы.

Урок в середине первой четверти, открывает тему «Программно-изобразительная музыка», раздел темы — «Времена года в музыке (на примере произведений П. Чайковского, А. Вивальди, Г. Свиридова)».

Цель урока: развитие творческих способностей учеников, их умения образно выражать свои мысли и чувства, создание яркого эмоционального восприятия музыкального образа средствами поэзии, живописи,

Задачи урока: 1. Дать понятие программно-изобразительной музыки на примере фортепианного цикла П. И. Чайковского «Времена года».

2. Показать эмоциональную связь эпиграфа из стихотворения А. Толстого, пейзажей русских художников и музыки Чайковского.

3. Воспитание творческого подхода к слушанию музыкального произведения.

Информационно-методическое обеспечение урока: компьютер, мультимедийный проектор, презентация «Программно-изобразительная музыка», видеоролик «П. И. Чайковский «Времена года. Октябрь»».

Новые понятия: программно-изобразительная музыка, средства музыкальной изобразительности, виды музыкальной программы, обобщённая музыкальная программа.

Ход урока

1. Организационный момент.

2. Начало урока: прослушивание пьесы «Песня жаворонка» из «Детского альбома» П. И. Чайковского. Обращаем внимание на звукоизобразительность, подражание щебету птиц.

Вопрос: какие приёмы использовал композитор для подражания пению жаворонка?

Ответ: высокий регистр, трели.

Вопрос: кто играл на уроках специальности пьесы из «Детского альбома» П. Чайковского, как они назывались?

Ответы: «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков», «Новая кукла».

Все эти названия подсказывают нам содержание музыкального произведения ещё до того, как мы его услышали или сыграли.

Вводится понятие «программно-изобразительная музыка».

Вопрос: какие явления природы может изобразить музыка?

Ответы: пение птиц, грозу, шум ветра.

3. Основная часть урока.

Виды программной музыки — с конкретной и обобщённой программами.

Обобщённая программа используется в цикле П. И. Чайковского «Времена года». В цикле 12 пьес, по числу месяцев года. Каждой пьесе предшествует стихотворный эпиграф, который должен настроить слушателя на восприятие музыки. Эту же цель преследует и второе название каждой пьесы.

Вопрос: какой бывает осень? Ответы: осень может быть и яркой, солнечной, и печальной, дождливой.

Такую разную осень мы видим у И. Левитана (Слайд №1 — А. Серов. Портрет И. Левитана). Яркая золотая осень — на картинах «Золотая осень» (слайд №2), «Золотая осень. Слободка» (слайд№3) , унылая, туманная — на картинах «Октябрь. Осень» (слайд № 4), «Туман. Осень» (слайд № 5). Но не только И. Левитан писал осенние пейзажи. Есть своя «Золотая осень» у Василия Поленова (слайд №6), Аполлинария Васнецова (слайд № 7), Леонарда Туржанского (слайд № 8), Игоря Грабаря (слайд №9). И своя печальная, туманная и дождливая — у Алексея Саврасова (слайды № 10, №11 — «Осень», «Проселок»), Архипа Куинджи (слайд № 12 — «Осенняя распутица»).

Вспоминаем, как изображали осень русские поэты (проверка домашнего задания — выучить стихотворения об осени). Читаем стихи А. С. Пушкина «Унылая пора! Очей очарованье! Приятна мне твоя прощальная краса…»(отрывок из стихотворения «Осень»), «Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день…» (отрывок из «Евгения Онегина»), стихотворение Ф. И. Тютчева «Есть в осени первоначальной Короткая, но дивная пора…». Здесь тоже разное восприятие осени — и светлое, с оттенком грусти, и более печальное, с одной стороны — «унылая пора», но одновременно — «очей очарованье».

В пьесе «Октябрь. Осенняя песнь» есть эпиграф, взятый из стихотворения Алексея Константиновича Толстого (слайды №13, №14 — портрет А. К. Толстого, стихотворный эпиграф).

Вопрос: какая осень изображается в этом эпиграфе, какое настроение передаёт поэт?

Ответы: здесь больше грусти, тоска об ушедшем лете, об этом говорят слова «бедный сад», настроение близко к пушкинским словам «унылая пора».

Вопрос: как название пьесы «Октябрь. Осенняя песнь» раскрывает замысел композитора, о чём может рассказать эта музыка, какой должен быть её характер, какой лад, можно ли здесь использовать звукоизобразительные приёмы?

Ответы: лад, наверное, минорный, характер грустный, задумчивый, может быть, изображается шум ветра или шелест опадающих листьев.

Педагог исполняет первую часть пьесы. Ученики слушают, затем выясняют, совпадает ли характер музыки с тем, что они предполагали по названию и эпиграфу.

4. Домашнее задание: нарисовать рисунки на тему «Осень» (это не обязательно могут быть иллюстрации к музыке Чайковского).

5. Заключительная часть урока: слушаем музыку Чайковского, сопровождаемую видеорядом пейзажей русских художников 19–20 веков (видеоролик, фрагмент).

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.