www.poezo.ru

Е. Нестерова. Активизация развития музыкальной памяти

Елена Нестерова

Елена Нестерова

Преподаватель

Сольфеджио — дисциплина практическая, предполагающая выработку ряда практических навыков. Весь комплекс навыков, знаний и умений мы называем системой развития музыкального слуха. Развитый музыкальный слух дает возможность человеку воспринимать и осознавать музыку, переживать ее, уcваивая и творчески как бы создавая заново при исполнении.

Цель обучения сольфеджио — развитие у учащихся звуковысотных, метроритмических, структурных слуховых представлений и музыкальной памяти. Одно из проявлений музыкального слуха — процесс формирования внутренних музыкальных представлений. Музыкант может вспомнить или представить себе мелодию, целое произведение, отдельные элементы музыкального целого — аккорды, тембры, штрихи и т. д; может представить себе обобщенные проявления музыкальной организации — лад музыкального произведения, метроритмическую организацию.

Внутренние музыкальные представления во много зависят от нашей памяти.

«Памятью называется проявление прошлого опыта, заключающееся в заполнении, сохранении и последующем воспроизведении или узнавании того, что мы раньше воспринимали, переживали и делали» (Теплов Б. М. Психология.М.,1953, с. 88).

«Музыкальная память (англ. Music memory) — способность узнавать и воспроизводить музыкальный материал. (Мещеряков Б. Зинченко В. Большой психологический словарь-М: Олма-пресс, 2004, с. 117.) Музыкальное узнавание необходимо для осмысленного восприятия музыки.

В процессе формирования и развития музыкальной памяти происходит сложное взаимодействие разных компонентов. Ведущее значение при этом имеют не только слуховая, но также логическая и эмоциональная память.

В понятие музыкальной памяти входит

 — интонационная память (развивается при запоминании мелодий в одноголосных и многоголосных произведениях);

 — гармоническая память (развивается при запоминании многоголосной музыки);

 — метроритмическая память (развивается в обоих случаях).

Музыкальной памятью обладают все люди, но качество ее не одинаково.

Качество памяти зависит

 — от широты музыкального кругозора;

 — интенсивности тренировки памяти, быстроты запоминания услышанной музыки и времени ее точного сохранения (сохранения образа);

 — от уровня восприятия музыки (прежде чем запомнить звучащее произведение, надо сначала правильно воспринять его);

Качество музыкального восприятия у людей разное. Одни способны не только точно и быстро, но и эмоционально реагировать на услышанное. У других, воспринимающих музыку медленно и неточно, не возникает эмоционльного отклика.

Различие в восприятии во многом зависит от слухового внимания учащихся. Контроль за вниманием очень важен потому, что умение вдумчиво и сосредоточенно слушать музыку — необходимое условие для сознательного ее восприятия и залог успешного процесса обучения.

Внимание не может быть сосредоточенным в течении всего урока, поэтому от педагога зависит правильное построение занятия. Изучение нового материала, требующее большего внимания надо чередовать с повторением ранее пройденного. Чтобы активизировать слуховое внимание надо заинтересовать учащихся, увлечь их, сделать процесс усвоения знаний творческим.

Развитие музыкальной памяти — процесс длительный, требующей упорной тренировочной работы. Заниматься такой работой следует регулярно, на каждом уроке. Использование различных схем, таблиц, наглядных пособий, интересного раздаточного материала оживляет урок, переключает внимание учащихся, поддерживает интерес к изучению элементов музыкального языка, повышает общий тонус работоспособности, активизирует восприятие слышимого, повышает способность к запоминанию и обогащает кладовые памяти каждого учащегося.

К. Д. Ушинский писал: «Педагог, желающий что-нибудь запечатлеть в детской памяти, должен позаботиться о том, чтобы как можно больше органов чувств — глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений приняли участие в акте запоминания». Следовать этому постулату необходимо любому педагогу, воспитывающему творческую личность, поскольку именно память являет нам тот кладезь, из которого могут быть почерпнуты новые идеи.

Полный текст и нотное приложение дано ниже в PDF-формате.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.