www.poezo.ru

Межпредметные связи в преподавании сольфеджио и общего фортепиано.

Галина Сметанина

Галина Сметанина

Музыковед

Одним из важнейших вопросов в работе педагога-музыканта является взаимосвязь между теоретическими и специальными дисциплинами. В практике на различных занятиях приходится касаться одних и тех же вопросов, заострять внимание на одних и тех же моментах, работать над одними и теми же навыками, разбирать аналогичные музыкальные произведения. И занятия по общему фортепиано могут помочь учащимся струнного, народного, духового и других отделений осваивать и закреплять навыки и умения, которые им необходимы на занятиях по сольфеджио и в классе специальности. Так, некоторые формы работы имеют общие методические положения, и одновременная работа над ними в разных классах (специальность, сольфеджио, общее фортепиано) играет значительную роль в музыкальном развитии и воспитании учащегося.

Начало занятий по общему фортепиано с первого класса может оказать большую помощь в развитии ученика, его музыкального слуха, чувства ритма, координации. Здесь, разумеется, есть свои трудности, которые вытекают из того, что игра на фортепиано с первых шагов требует распределения внимания между большим числом объектов. Это правильное чтение нотного текста, нужные клавиши, точные пальцы, ритмичность, штрихи, контроль игры, осмысленное исполнение.

Кроме того, в классе общего фортепиано перед учеником встает еще задача научиться ориентироваться на клавиатуре незнакомого ему инструмента. Здесь тоже существуют свои сложности, так как зачастую и в более старших классах дети не очень четко представляют себе движение вверх и вниз на фортепиано, путают регистры и октавы. Поэтому в первый год обучения важно научить ребенка быстро и легко находить нужные звуки на клавиатуре в разных октавах. Для достижения этой цели активно используются такие упражнения, как исполнение коротких мелодий с перенесением их в разные октавы с обязательным их названием, творческие задания, в которых предлагается подобрать подходящую для какого-нибудь сказочного или литературного персонажа (или героя кино- или мультфильма) октаву или регистр.

Главная задача в классе общего фортепиано на начальном этапе — не количество произведений, а общая работа по развитию слуха и слуховой памяти. Эта работа помогает ученику лучше осваивать основные навыки и на уроках сольфеджио и осуществляется с помощью выполнения и постепенного усложнения следующих заданий:

1.Точное интонирование голосом отдельных звуков, взятых педагогом на инструменте; позже — пение интервалов и аккордов, взятых в гармоническом звучании;
2.Запоминание и повторение голосом коротких и простых мелодий, с постепенным усложнением мелодического и ритмического рисунка;
3.Разучивание песен на слух и подбор их на инструменте от разных звуков;
4.Нахождение на инструменте по слуху отдельных звуков или простейших созвучий.

При этом в классе общего фортепиано материалом для занятий могут стать песни, разучиваемые на уроках сольфеджио и мелодии из учебных пособий по этому предмету.

Игра простейших мелодий по нотам вводится постепенно, здесь тоже необходимо использовать задания, которые могут помочь ученику на занятиях сольфеджио, такие, как:

1.Играть мелодию и петь ее со словами или названием нот;
2.Петь мелодию, не играя (со словами или названием нот);
3.Играть мелодию со счетом вслух или про себя;
4.Анализировать мелодию по фразам, анализировать фразы с осмыслением фразы как целого и выделением главных звуков во фразе, находить повторения фраз, точные и с изменениями, отмечать завершенность или незавершенность музыкальных построений.

На начальном этапе обучения возможна игра по нотам «по указке» — назвать звук прежде, чем его сыграть. Здесь одновременно закрепляются связь
между названиями нот и их местоположением на нотном стане и расположением звуков на клавиатуре.

Подбор мелодий от других звуков помогает освоить навык «относительного чтения»: необходимость понимать, куда движется мелодия, на какое расстояние, какие звуки повторяются и т. п.

Большую помощь в работе могут оказать различные формы письменных заданий. Это могут быть и такие простые задания, как точное переписывание нотного текста, и более сложные, например, запись мелодии от разных звуков с последующим исполнением их на фортепиано, самостоятельное записывание коротких мелодий, выученных на уроке, по памяти. Письменная работа улучшает запоминание положения нот на нотоносце, развивает мелкую моторику и память ученика. Эти формы работы используются и на уроках сольфеджио, а в классе общего фортепиано такие задания могут помочь ученику лучше ориентироваться на клавиатуре и осознавать направление движения мелодии в нотном тексте и на клавиатуре фортепиано.

На следующем этапе, когда предполагается игра по нотам, обязательна предварительная работа над текстом, когда ученику предлагается сначала назвать ноты и паузы и простучать ритм со счетом вслух и только после этого приступать к исполнению пьесы на фортепиано. Кроме того, возможно использование такого упражнения, как сольмизация, то есть проговаривание нотного текста в ритме данной мелодии. Эта форма работы, применяемая на уроках сольфеджио, на уроке общего фортепиано дает возможность дополнительно закрепить такой навык, как умение точно воспроизводить ритмический рисунок и одновременно четко и точно проговаривать названия звуков. Такие задания могут выполняться с дирижированием или тактированием и помогут ученику в работе над чтением с листа, которое вводится на раннем этапе обучения. В начале работы над чтением с листа можно предложить ученику не только исполнить простую пьесу, но перед исполнением проговорить или спеть мелодию голосом с названием нот, а для этого можно предварительно дать ладовую настройку.

Необходимая для развития ладового слуха работа — подбор мелодий и транспозиция, она должна начинаться с первого класса, с простейших мелодий в небольшом диапазоне. Эти задания преследуют цель добиться сознательного умения слушать направление мелодии. В начале работы задается подбор от звука, а затем — в тональности.

Задания по сольфеджио часто предполагают упражнения, которые могут быть проделаны с преподавателем на уроках общего фортепиано.Так, представление о ступенях лада, их взаимосвязях может дать не только использование наглядных пособий на уроке сольфеджио, но и проигрывание гамм, сочинение и импровизация коротких мелодий на уроке фортепиано, подбор мажорных и минорных гамм от разных тоник. В дальнейшем эти задания могут усложняться — подбор трезвучий главных ступеней, построение интервалов и аккордов, игра и слушание их, определение и запоминание характера звучания какого-либо интервала или аккорда.

Подбор аккомпанемента — одна из важнейших форм работы, она тоже не может обходиться без занятий в классе общего фортепиано. Начиная с простых заданий, например, пения мелодий на органном пункте фортепиано, учащийся постепенно переходит к более сложным — игре басового голоса, а затем к аккомпанементу из изученных по сольфеджио аккордов.

Пение двухголосных произведений, цепочек интервалов и аккордов тоже может выполняться на занятиях общего фортепиано, причем это не обязательно должны быть задания по сольфеджио. Вполне возможно пропевание одного из голосов в несложных произведениях контрастно-полифонического склада. В произведениях инструктивного плана, например, в этюдах, часто встречается аккомпанемент, который может послужить материалом для определения аккордов, и такая работа возможна при изучении строения аккордов и их положения в ладу, а в дальнейшем и для определения модуляций, анализа фактуры и музыкальной формы.

Таким образом, сочетая аналогичные формы работы на групповых и индивидуальных занятиях, можно добиваться лучших результатов в развитии музыкальных способностей учащегося, его творческих возможностей.

Литература

1. Алексеев А. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1978 г.
2. Артоболевская А. Первая встреча с музыкой. М., 1989 г.
3. Баренбойм Л. Путь к музицированию. Л.-М., 1973 г.
4. Давыдова Е. Методика преподавания сольфеджио. М., 1975 г.
5. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано. М., 1982 г.
6. Ляховицкая С. О педагогическом мастерстве. Л., 1963 г.
7. Шеломов Б. Импровизация на уроке сольфеджио. Л., 1977 г.

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.