www.poezo.ru

Ф. И. Тютчев. К 210-летию со дня рождения. Интегрированный урок

Галина Сметанина

Галина Сметанина

Музыковед

Цель урока: знакомство с жизнью и творчеством Ф. И. Тютчева, выявление особенностей пейзажной лирики поэта, ее образного строя.

Задачи урока: дать краткую характеристику жизни и творчества поэта;
познакомить с музеем-усадьбой в Овстуге, где прошло детство поэта;
создать эмоционально яркое и образное восприятие лирики Ф. Тютчева с помощью живописи и музыки.

Информационно-методическое обеспечение: компьютер, мультимедийный проектор, видеоролики «Тютчев. Овстуг» и «Ф. Тютчев. Литературно-музыкальная композиция».

Первая часть урока — характеристика творческого облика поэта, проводит преподаватель литературы с учащимися класса (в форме сообщений).
В качестве дополнения к биографии поэта звучит краткий очерк истории усадьбы Ф. Тютчева в селе Овстуг Брянской области. Рассказ иллюстрируется видеороликом «Тютчев. Овстуг».

В селе Овстуг Брянской области жили несколько поколений семьи Тютчевых, здесь, в усадьбе, родился и вырос поэт, здесь появились его первые стихи. К сожалению, усадьба долгое время находилась в запустении, в 1914 году дом был разобран, а парк и пруд запустели и заросли. Однако, благодаря деятельности местного учителя В. Гамолина, создается музейная мемориальная комната в здании школы, а в 1986 году был восстановлен дом, а затем и парк. В доме сейчас расположены музейные экспозиции, воссоздающие разные периоды жизни Ф. Тютчева. В восстановлении усадьбы принимало участие множество людей, в том числе потомки поэта, некоторые экспонаты были переданы из музея Ф. Тютчева в Мураново.

В усадьбу в Овстуге Тютчев возвращался в различные периоды своей жизни. Дом, в котором родился поэт, обветшал и был снесен еще во времена службы Тютчева в Мюнхене. В это же время была выстроена новая усадьба. В 1846 году, вернувшись на родину и посетив Овстуг, Тютчев написал два письма: матери в Москву и жене в Петербург. Письмо к матери: «Нечего говорить Вам, как я был взволнован, очутившись здесь после двадцатишестилетнего отсутствия. …Что до нового дома, то он, право, весьма хорош, и вид со стороны сада очень красив». Однако вскоре настроение поэта изменилось. В письме к жене Эрнестине он пишет: «Милая моя кисонька, мне кажется, словно я пишу тебе с противоположного конца земли, и наивной представляется мысль, будто клочок бумаги, лежащий у меня под рукою, когда-нибудь до тебя дойдёт — до такой степени я чувствую себя как бы на самом дне бездны…». Ощущение потерянности, тоски, одиночества вызывает у него вид усадьбы. Большая часть жизни прошла вдалеке от этих мест, и слишком многое отделяет поэта от детских воспоминаний. Однако со временем Овстуг вновь предстает перед Тютчевым «прелестным, благоуханным, цветущим, безмятежным и лучезарным». Так он назовет его в письме от 23 июля 1854 года.

Эрнестина, приехав в Овстуг, приняла его сразу. Её покорили живописные просторы и красота здешней природы: «Я люблю русскую деревню; эти обширные равнины, … это беспредельное пространство, которое невозможно охватить взглядом, — всё это исполнено величия и бесконечной печали». Эрнестина часто приезжала в усадьбу с приемными детьми и подолгу жила здесь. В доме воссозданы комнаты Эрнестины и одной из дочерей, Марии. Именно на средства Марии Фёдоровны Тютчевой (по мужу Бирилевой) в 1871 году в Овстуге было построено училище для крестьянских детей.

После смерти Тютчева усадьба опустела. В 1914 году дом разобрали на кирпич, и из этого кирпича было построено здание волостной управы села Овстуг. И школа, и здание управы существуют до сих пор.

В 1776 году в Овстуге дедом поэта, Николаем Андреевичем Тютчевым, была построена каменная Успенская церковь. Во время Великой отечественной войны, в 1942 году, она была взорвана фашистскими оккупантами. После восстановления усадьбы было решено восстановить и храм, и 15 июня 2003 года, к 200-летию со дня рождения поэта, здание церкви было торжественно освящено.

Сейчас Государственный мемориальный историко-литературный музей-заповедник Ф. И. Тютчева «Овстуг» включает в себя дом и флигель, парк и пруд, здание волостной управы и Успенскую церковь. Несмотря на то, что некоторые объекты были построены заново, дух старинной тютчевской усадьбы, поэтическое настроение ощущаются здесь. В парке установлен памятник Ф. Тютчеву работы брянского скульптора А. Кобилинца.

Вторая часть урока — краткая характеристика составляющих проект произведений и демонстрация проекта.

Прекрасный парк и окрестности усадьбы были для поэта источником вдохновения. После возвращения в Россию Тютчев неоднократно посещал Овстуг. В проекте звучат шесть стихотворений, четыре из них в разной мере связаны с этими местами. Последовательность стихотворений отражает смену времен года, и, соответственно этому, меняется настроение и образный строй. Музыкальное сопровождение в основном состоит из произведений, служащих эмоциональным фоном и дополняющих образное содержание поэзии. Это «Пастораль» и «Осень» Г. Свиридова из «Музыкальных иллюстраций к повести А. Пушкина „Метель“» и фрагмент из второй части Первой симфонии П. Чайковского. Заключительный раздел прелюдии си минор А. Лядова образует музыкальное обрамление, задавая общий эмоциональный тон и создавая элегическое, с оттенком легкой грусти настроение. Из музыкальных произведений проекта только романс С. Рахманинова «Весенние воды» непосредственно связан с поэзией Ф. Тютчева.

Картины русских художников — Ф. Васильева, И. Левитана, И. Грабаря, К. Сомова, Л. Туржанского, А. Куинджи и других — способствуют достижению общей цели, дополняя поэтические пейзажи зрительными образами.

«Нам не дано предугадать…» — стихотворение, открывающее проект — играет роль эпиграфа к видеофильму. Его интонация, печально-задумчивая, создает ощущение доверительности.
«Гроза дорогой» — так обозначил Ф. Тютчев стихотворение, написанное шестого июня 1849 года, по дороге из Москвы в Овстуг. Московские литературные критики высоко оценили его. С. Дудышкин высказался так: «….есть своя чарующая прелесть в этой „смятенной земле“, которая потонула в сиянии лучей солнца, проглянувшего из-за туч. Заметим опять тот же верный глаз, уменье подмечать в явлении самые тонкие оттенки и находить им соответствующие звуки в речи», а Е. Поселянин (Московские ведомости) поставил его «в ряду удачнейших картин природы, нарисованных Тютчевым».

Осень всегда вызывала у Тютчева обострённое чувство уходящего времени, вызывая мысли о быстротечности собственной жизни. Почти все «осенние» стихотворения Тютчева пронизаны этим настроением. В 1857 году, возвращаясь из Овстуга в Москву, Фёдор Иванович написал стихотворение «Есть в осени первоначальной…». Тютчеву исполнилось 54 года, в его жизни уже столько утрат, и элегический тон стихотворения — это и любование угасанием природы, и смирение перед неизбежностью этого угасания не только в природе, но и в жизни человека

В канун 1853 года Тютчев приезжает в овстугскую усадьбу. 31 декабря 1852 года здесь было написано стихотворение «Чародейкою Зимою…». Чудный по красоте зимний пейзаж, любование застывшей, и в то же время ослепительно яркой картиной передано в этом стихотворении поразительно точно.

«Весенние воды» (1830 год) — настоящий шедевр о весне. В «весенних» стихотворениях Тютчева ярче всего выражено приятие жизни, любование ее силой и красотой. Н. Некрасов очень точно выразил это настроение: «Сколько жизни, веселости, весенней свежести в …стихах! Читая их, чувствуешь весну, когда сам не знаешь, почему делается весело и легко на душе…», а С. Рахманиновым создан один из самых известных романсов, в котором музыка и поэзия сливаются воедино, создавая яркий образ торжества жизни, красоты, весеннего обновления.

Заключительное стихотворение проекта, «В небе тают облака…», написано в один из последних приездов Тютчева в Овстуг, в автографе пометка — «Гостиловка. 2 августа 1868». (Гостиловка — хутор, находящийся недалеко от Овстуга). Здесь выражена одна из характерных для творчества Тютчева мыслей — о равнодушии природы ко всему временному и о вечности, бессмертии самой природы. Эта тема звучит в стихотворении не столько со скорбью, сколько с тихой печалью, с примирением знания человека о бренности его существования, но с восхищением перед красотой вечной природы.

Просмотр видеоролика «Тютчев. Литературно-музыкальная композиция».

Литература и интернет-ресурсы.
1. «Ваш Тютчев. Собрание сочинений: стихотворения, переводы, публицистика. Из писем. Тютчев в воспоминаниях, письмах современников и документах» — Москва, Издательский центр «Классика», 2003 год.
2. www.mirpoezylit.ru — Мир поэзии. Литературный портал.
3. www.tutchev.ru
4. www.tutchev.com
В проекте использованы фрагменты аудиокниги «Русская поэзия XIX века».

Вы можете помочь «Музыке в заметках»

Комментарии

Для добавления комментария, пожалуйста, авторизуйтесь.